В Тюмени прошли Дни польской культуры. Традиционная месса в римско-католическом храме св. Иосифа Обручника, презентация фотовыставки «Поляки в Тюменском крае», показ рисунков и живописных работ по мотивам польской истории и культуры «Polska w moich oczach», выставка работ члена Союза художников РФ тюменца А. Квасневского, гала-концерт творческих коллективов из Тюмени, Ялуторовска, села Казанское, дегустация блюд национальной кухни – далеко не полный перечень событий этих дней.
Прошли также демонстрации фильма «Пан Тадеуш» (по одноименному произведению А. Мицкевича) и ленты «Катынь», выставки произведений польских художников и предметов материальной культуры поляков из фондов местной картинной галереи, экспозиция изданий произведений польских классиков на русском и польском языках в областной библиотке им. Д. Менделеева, встреча читателей с тюменским писателем-краеведом, переводчиком произведений польских поэтов на русский язык, президентом областного центра польской культуры и просвещения «Лятарник» Сергеем Филем. А в Ялуторовске состоялось совместное заседание историко-краеведческого клуба при музейном комплексе и исторической секции «Лятарника» – разговор шел о связях ссыльных декабристов и поляков.
Участники Дней, посетив книжные выставки, рассказывающие об истории польской общины в Западной Сибири, имели возможность получить информацию, что, только по официальным данным, в регионе проживает около 3,5 тысячи представителей данного этноса. Как свидетельствуют историки, поляки появились в Сибири вместе с дружинами Ермака и назывались литвинами, потому что происходили из великого княжества Литовского. Это были частью наемники, частью – пленные. В конце XVI века и в течение XVII века половину здешних военных гарнизонов составляли эти самые литвины. После них сюда пришли польские старообрядцы, так называемые «барские конфедераты». Многие участвовали в строительстве Тюмени и Тобольска. В последней трети XVIII века сюда стали прибывать те, кто находился в рядах борцов за возрождение Речи Посполиты. Позже это были участники других массовых движений в Польше, в частности – восстания 1863-64 годов. Ряды приезжих ширились и множились.
«Основу колонии, – отмечает Сергей Филь, – заложили поляки-чиновники и члены их семей, проживавшие в административном центре и населенных пунктах Тюменского округа на начало массовой польской ссылки за Урал. Местная администрация при таком наплыве переселенцев думала о том, чтобы как-то организовать процесс – предоставить им возможность учиться и служить. Властям хотелось успокоить мятежный дух приехавших и направить их энергию в полезную для края деятельность. Часто контактируя между собой теперь уже полными семьями, в которых дети обучались родному языку, поляки, независимо от сословий и рода занятий, вскоре стали составлять колонию компактно проживающих людей, сохранявших и развивавших свои национальные традиции». Они принесли в здешние края множество новых ремесел и производств. Трудились также на ниве архитектуры, медицины, финансов... Чего только стоит торгово-промышленная империя знаменитого купца и промышленника, предпринимателя А. Поклевского-Козелл, владевшая до революции десятью железоделательными заводами в двух горных округах и производившая одну пятую часть всей винопродукции страны. Свою лепту в развитие края вносили как ссыльные, так и свободные граждане польского происхождения. Известны факты, когда представители этого народа становились здесь и губернаторами, и прокурорами, и полицмейстерами, и чиновниками высокого ранга... Основной приток граждан из Царства Польского и губерний Северо-Западного края (добровольно прибывших крестьян, работников, ремесленников, торговцев, врачей...) произошел после принятия царским правительством закона, определяющего основные положения новой переселенческой политики.
Исторические перипетии советских времен, в частности сталинские репрессии, заставили многих поляков скрывать свою национальность – дабы выжить. Один профессор, к примеру, был поляком, а его сестры и братья стали называть себя белорусами, украинцами и русскими... И вплоть до 90-х годов прошлого века не могло быть и речи о возрождении национальных традиций и культуры. В 1993 году в Тюмени было создано областное польское культурно-просветительское общество «Лятарник», во многом способствовавшее впоследствии «легализации» всего, что связано с существованием диаспоры. Кратко, но емко охарактеризовал новую ситуацию один из представителей польской общины в том же Нижнетавдинском районе: «Нам стало ясно, что не нужно больше прятаться. Пепел предков стучит в наших сердцах».
Лидер «Лятарника» говорит, что, возвращая чувство национального самосознания потомкам оказавшихся в Сибири поляков «всех волн, времен и причин», его общественная организация возвращает людям их прошлое, память о предках, восстанавливает связь времен. Это и уроки родного языка, и просмотр неадаптированных польских фильмов, и встречи, и обращение к генеалогии той или иной фамилии, и организация переписки с архивами... При удачной поисковой работе можно восстановить историю рода вплоть до XI века.
Кроме того, сегодня, благодаря заинтересованному участию и грамотно выстроенной национальной политике областной власти, стало возможным то, о чем сибирские поляки еще несколько десятилетий назад и мечтать не могли. И программа нынешних Дней польской культуры – еще одно тому свидетельство. Наступило то время, когда люди могут восстановить свою родословную, связать некогда разорванные семейные узы, почувствовать себя представителями своей национальной общины и культуры – просто быть теми, кем они себя хотят видеть.