Семь шагов навстречу

В седьмой раз принимает Тюмень гостей со всех концов страны. Благодаря усилиям организаторов из Тюменского института культуры фестиваль «Живые лица» становится брендом нашего города.

К шести десяткам молодёжных театров, принявших участие в конкурсе за эти годы, нынче прибавилась еще дюжина коллективов. В череде гостей, к примеру, театр «Цехъ» из Санкт-Петербурга со спектаклем «Это вы ангелы?» (по знаменитой ерофеевской поэме «Москва-Петушки». Или творческая лаборатория «ПТАХ» из Перми («ЦокотуХаХа» – ​свое­образное прочтение сказки детского классика. Или екатеринбургский театр-студия «Галёрка» с оптимистичным творческим прогнозом Екатерины Васильевой «Однажды мы все будем счастливы». Или столичная Экспериментальная Лаборатория Игры в Театр с путешествием «По ту сторону глаз». Словом, всероссийский фестиваль «Живые лица» продолжает двигаться семимильными шагами в избранном направлении. Сформулировать направление студенческих театров вряд ли под силу человеку со стороны. Вашему корреспонденту сориентироваться в творческих исканиях молодёжи отчасти помогло «пресс-чаепитие» в анти-кафе «Квартира N50» (есть, оказывается, в Тюмени и такое арт-пространство). Здесь организаторы обстоятельно рассказывали журналистам о том, ради чего затеяли это хлопотное дело. Профессор Марина Жабровец, проректор института культуры Александр Криницкий, депутат областной Думы Павел Белявский и молодой режиссёр Ксения Торская ​постарались доходчиво донести до дилетантов смысл происходящего. Помыслы прозрачны и чисты.

Понятное дело, селекционный отбор талантов – ​сверхзадача любого конкурса. Нуждаются в поддержке молодые ростки, которым приходится пробиваться к небу сквозь асфальт – ​без средств и репетиционных помещений. Прибавьте к сему стремление любого театра вызволить людей из виртуальных «одиночек» и возвратить им восхитительную свободу живого общения.

Последний довод для зрителей может стать решающим. Тем более что вход на фестивальные спектакли свободный. Кстати, на «Живых лицах» уже побывали почти два десятка тысяч зрителей. И число их продолжает расти. К сожалению, вашему корреспонденту удалось выкроить время только для одного похода, но, как говорили древние римляне, по отдельным когтям вполне можно получить представление о целом льве. «Альма и Брут» – история двух собачьих судеб во внеконкурсной постановке режиссёра московского центра имени Мейерхольда Данила Чащина (нашего земляка, в прошлом неоднократного лауреата фестиваля) – вполне убедила вашего корреспондента в благородных помыслах фестиваля и в его глубинном оптимизме. Сами посудите. Как ни стремились новые хозяева переучить немецкую овчарку-поводыря, чтобы та рвала клыками непокорных концлагерных арестантов – ​однако натасканный убийца-животина в решающий момент... остановился в полушаге от бывшей своей хозяйки, с которой когда-то его насильно разлучили. Почему же Брут не стал «брутом»? Ведь в соответствии со своей кличкой он должен был предать. Но... не предал. Усматривая здесь творческую полемику с хрестоматийной айтматовской «Легендой о манкурте», невольно поддаёшься обаянию молодости, не верящей в то, что доброе человеческое начало в каждом из нас можно искоренить до полного его перерождения.

Вот и дворняжке Альме, попавшей в зону чернобыльского взрыва, повезло. Обреченную на отстрел животину, ждущую приплода, пощадили. Люди, как могли, постарались исправить трагическую нелепость ее собачьей судьбы.

Итак, завершился седьмой фестиваль. Отзвучали фанфары в честь победителей. Гран-при присудили тюменской (Ура!) театральной студии «Быть», которая открывала фестиваль. Специальный приз «За лучшую сценографию» достался творческой лаборатории «ПТАХ». «За верность гуманистическим идеалам в современном танцевальном искусстве» отмечен спектакль «Человеки» театра танца «Проспект» из Тюмени. В областном центре остались и две награды «За успешный режиссёрский дебют» – ​её получили Федерация уличного танца «M.A.F.I.A» и театр танца «Академия». Учебный театр Челябинской академии культуры и искусств, который привёз на фестиваль спектакль «Сказка», был удостоен приза «За возрождение классики». Диплом «За плодотворный поиск и эксперимент в театральном искусстве» отправился в Москву вместе с Экспериментальной Лабораторией Игры в Театр. Актриса молодёжного театра-студии «Галёрка» из Екатеринбурга Ольга Рубашкина стала обладательницей награды «За лучшую женскую роль». Приз «За лучшую мужскую роль» присудили Ивану Решетняку из питерского театра «Цехъ».

Остаётся ждать следующего фестиваля – ​восьмого по счёту. Говорят, всероссийская тусовка вполне сможет поменять свой статус. А что! Вслушайтесь: Тюменский международный театральный фести­валь «Живые лица». Звучит неплохо. Как говорится, дай Бог!


24868