Есть контакт!

Так уж устроен мир, что своих первых наставников мы оцениваем по достоинству, когда школьные годы уже далеко позади, когда жизненный опыт позволяет ставить справедливые, подчас запоздалые, оценки, когда даже не дети – внуки шагают утрами в класс.

Зато у родителей есть возможность оценить заслуги наставника своих чад и поблагодарить учителя, как говорится, при жизни. За примерами далеко ходить не надо.

Директор 40-й тюменской школы Сергей Десятов показывает мне любопытный документ с двумя десятками подписей:

«Мы, родители 2-г класса, выражаем благодарность нашему учителю Любови Шкатовой за обучение и воспитание наших детей. Мы ценим ее за высокую компетентность, добросовестное отношение к своей работе, терпение и внимательность. Ее профессионализм и детальная проработка программ образования позволили классу по итогам годовых контрольных стать лучшим на параллели. Помимо учебной деятельности ею проводится большая внеклассная работа. Дети посетили парк интерактивных чудес «Эврика», университетский зоологический музей, принимают участие в творческих встречах и мастер-классах. Любовь Егоровна побуждает детей к участию в различных конкурсах. Одна из ее учениц принимала участие в городском проекте «От гусиного пера до электронного письма». Ее питомцы блестяще защитили проекты на школьной научно-практической конференции и заняли первое, второе и третье места. Плодотворно начался для нашего класса и новый учебный год. Мы заняли первое место в школьных Олимпийских Играх, победили в интеллектуальном конкурсе и получили грамоту за лучшее оформление колонны и знание национальных традиций».

– Ничуть не удивлён письмом, – комментирует директор школы. – Педагогический стаж у Любови Егоровны – 33 года. Из них 25 лет мы работаем вместе. Один из лучших учителей начальных классов, труженица, инициативный, интересный человек. С нею приятно работать и общаться. Ее ключевое качество – научить учиться. Можно «натаскать» ребёнка по математике, по русскому, но самое сложное – сформировать стремление познавать, интерес к жизни. Пусть ребёнок не знает, с какой буквой писать «жи-ши», но если он знает, как учиться, то сам найдёт и применит это правило...

Пора знакомиться с легендой 40-й школы. Приятная неожиданность – вместо дряхлой старушки, что «тридцать лет и три года прядёт свою пряжу», застаю в классе красивую, улыбчивую женщину в расцвете сил.

И не скажешь, что за ее плечами уже десять выпусков, что ее взрослые ученики преподают в медицинской академии и в архитектурно-строительной академии.

– Вспоминают ли о вас ваши птенчики? – начинаю с дежурного вопроса.

– Конечно, – улыбается учительница. – Даже после армии приходят в гости. И что интересно, чаще всего о тебе помнят именно те, кому приходилось уделять побольше времени, кому больше доставалось. Эти проказники не были «хорошистами», но они очень благодарны за то, что пришлось с ними повозиться, и при встрече не отвернут лица...

Вообще-то Шкатова как раз и учит ребятню не зацикливаться на оценках. При этом добренькой учительницу не назовёшь. Неуды остаются в ее педагогическом арсенале как необходимый инструмент для работы. Но применяет этот инструмент она с осторожностью.

– Двойка не приговор и не тавро на лбу, – говорит Любовь Егоровна. – Дети должны знать, что всё поправимо и старанием оценку можно улучшить. А иначе трагедия, слёзы...

– Мобильность, нестандартное мышление, пожалуй, поважнее круглых пятёрок, – считает учитель. – Потому-то чаще всего успешны в жизни далеко не отличники...

Не всё в современной педагогике представляется ей идеальным. Вспоминает, к примеру, Любовь Егоровна свое школьное детство, прошедшее в деревеньке Емуртла Упоровского района.

– Мы помогали колхозу, – рассказывает сибирячка. – И эта причастность к общему делу важнее многих воспитательных методов. Мы убирали картошку, сжигали солому на полях. Это было весело и увлекательно. А при школе у нас был огород, где мы выращивали для школьной столовой овощи и зелень. Сейчас в школах не полагается даже мел с доски стирать, не говоря уже об уборке в классе и ухаживании за цветами. Детский труд строго-настрого запрещён...

Однако признаёт педагог и то, что нынешние дети стали более свободными и раскованными в общении. В немалой степени способствуют этому современные методы обучения.

– Каждый ученик на уроке прав, – раскрывает механику урока учитель. – Ты поднял руку и высказался, значит, ты прав. И постепенно в ходе урока в сопоставлении с другими ответами, ты сам скорректируешь допущенную тобою неточность.

– Полезная наука, – говорю, – не мешало бы наших парламентариев этим азам подучить, чтобы в дискуссиях обходились без непарламентских выражений и мордобоя.

– Менталитет молодого поколения, безусловно, меняется в лучшую сторону, – убеждена учительница, – однако есть и тревожные симптомы. К примеру, сейчас дети и родители в семье отдаляются друг от друга. Понятно, что старшим некогда – нужно зарабатывать на жизнь, но дефицит семейной теплоты, недостаток домашнего общения после не восполнить ничем...

– Не секрет, что в школе существует некое противостояние учителей начальных и старших классов, – подбрасываю напоследок своей собеседнице провокационный вопросец. – Каждая из сторон считает свой труд особенно значимым и недооценивает роль «соперников». Вы за кого?

– Антагонизм, конечно, имеет место, – улыбается Любовь Егоровна, – но он надуман, это как своеобразная психологическая разрядка. В каждой профессии свои трудности и своя специ-фика, и главное для всех нас – найти контакт с учеником...


24837