Эта драматическая история произошла в самом центре Упорово. В густой кроне высоченной ели сороки свили гнездо. Кормовая база для вороватых проныр благодатная: мусорные баки во дворах благоустроенных домов, плюс все окрестные сады-огороды со «злачными» закоулками были в их полном распоряжении...
Гроза над сорочьей обителью грянула неожиданно. Их дом облюбовала чета ушастых сов. Эти птицы сами не делают гнёзд, а занимают старые постройки сорок, ворон, хищных птиц, а иногда отбивают жилища у более слабых хозяев. Может, совушки и не стали бы выживать белобок, если бы не стратегически выгодное место, отличная маскировка и неприступность гнезда. Разумеется, совам нужна живая пища, а не всякая тухлятина в мусорных баках, как сорокам. Но здесь, в райцентре, живности даже больше, чем в лесу. На чердаках многоквартирников развелись стаи голубей и галок, которых можно ловить без проблем. А главное – по ночам у мусорных баков орудуют «банды» мышей и крыс. Рядом, на кладбище, колония грачей – тоже пожива. А это то, что надо пернатым охотницам, чтобы жить сытно, а главное – выкормить своё потомство.
Мало кто из упоровцев заметил, что в елях поселились совы. Только внимательный взгляд мог засечь, как на крыше одного из домов хищники устроили присаду, чтобы ловить вылетающих по утрам голубей...
Шло время, у сов вывелись птенцы. Забот у родителей был полон рот. Они с наступлением сумерек добывали своей прожорливой ораве пищу. Охотились даже с наступлением рассвета. В первой декаде июня старшие малыши начали по вечерам вылезать из гнезда и, сидя на сучьях, жалобно звать родителей, выпрашивая пищу. Совы кормили всех – и оставшихся в гнезде, и тех птенцов, которые уже перепархивали с ветки на ветку.
Некоторые неокрепшие слётки сваливались с деревьев на землю и сами уже не могли запорхнуть обратно. По утрам таких притаившихся в траве птенцов обнаруживали работники детсада, поскольку совята прятались на их территории. Родители с детьми устраивали утомительные для птенцов фотосессии, вместо того чтобы поднять малышей на ветки, где бы они могли укрыться от навалившегося на них опасного внимания. Птенцы принимали угрожающие позы, щёлкали клювом, но люди не отступали.
Совёнка, что на снимке, притащили домой девочки-школьницы, а одумавшись, позвонили нам, чтобы увезти его в лес и спасти от гибели. Мы знали о гнезде сов и понимали, что птенца надо вернуть как можно быстрее в родную обитель, но ни в коем случае не в лес.
Совёнок, забившись в углу балкона, таращил на нас круглые жёлтые глаза и щёлкал клювом. Взять его в руки было непросто: он больно щипался, но терпеть можно. Взяв осторожно птицу, мы повезли её домой, чтобы накормить и обдумать план дальнейших действий. К радости, птенец брал из рук предложенные тёплые кусочки сырой курятины. Каждый час мы кормили его. Вечером решили выпустить к родителям и братьям.
Смеркалось, когда мы подходили к елям, на одной из которых было гнездо. Издали услышали жалобные голоса птенцов, призывающих родителей. На ветках мы увидели перепархивающих совят. Своего «пленника» устроили на разлапистом сучке, сфотографировали и быстро удалились.
...Рассказывали, что утром люди вновь толпились с фотоаппаратами у детского сада. Героем фотосюжетов был, скорее всего, этот беспомощный птенец. Смог ли он выжить от такого прессинга – неизвестно. Живая природа не зоопарк, от стресса можно и погибнуть! Примеров таких множество. Пожалуйста, помните об этом!



