Врач из Тюмени вошел в состав муждународной экспедиции "Кон-Тики II"
Тихий океан – самый крупный объект на Земле – 180 млн квадратных километров. Это 60% всей воды на планете. Огромное количество островов, больших и малых. Эти кусочки суши разделяют тысячи километров. И тем не менее многие из них заселены людьми. И это совершенно потрясающий факт.
Как, каким образом они заселялись? Откуда и каким образом люди преодолевали огромные водные просторы? Долгое время считалось, что жителями Полинезии стали австралийские аборигены, которые переплывали на близлежащие острова с материка. Но была и другая точка зрения: острова в Тихом океане заселяли древние инки. И данный тезис выдвинули норвежцы, а именно знаменитый путешественник Тур Хейердал.
В 1947 году ученый и пятеро его коллег прибыли в Перу, где из бальсового дерева построили плот, который назвали «Кон-Тики». На нем они преодолели в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км). К плаванию на плоту через Тихий океан Хейердала подтолкнули старинные манускрипты испанских конкистадоров с изображением плотов инков, а также местные легенды, позволявшие предполагать, что между Южной Америкой и Полинезией могли быть контакты.
«Кон-Тики» продемонстрировал, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. Один из шести членов команды был морским офицером, который пролагал маршрут. Остальные вообще никогда не выходили в море. Это были авантюристы и романтики, которые хотели всему миру доказать, что у человеческого сознания нет границ. Человек свободен по определению, и единственное, от чего он зависит – это его намерения. Книга Тура Хейердала «Кон-Тики» была переведена на 66 языков мира. А фильм об экспедиции, снятый ее участниками, получил «Оскара» и позволил обеспечить будущие экспедиции денежными средствами.
В 1969 году ученый пригласил советского врача Юрия Сенкевича совершить путешествие на папирусной лодке «Ра», а спустя год на лодке «Ра‑2». Позже, в 1977-1978 годах, последовала экспедиция в Индийском океане на «Тигрисе». Все три экспедиции явились весомыми научными событиями, а Тур Хейердал и Юрий Сенкевич остались друзьями на всю жизнь.
От «Кон-Тики» к «Тангароа»
Норвежский журналист и путешественник Торгейр Хиграфф однажды подумал: «А почему бы и мне не пережить все те ощущения и эмоции, которые испытал мой известный на весь мир соотечественник?» Хиграфф отправился со своей супругой в 2003 году в Перу, поселился в местности, где жили перуанские инки. Только в диалоге культур человек приобретает настоящие ценности. Появилась команда. Вскоре был построен плот «Тангароа», названный так в честь полинезийского бога морей. В 2004 году случилось цунами, которое унесло более 300 тысяч человеческих жизней индонезийцев и малазийцев. И экспедиция не состоялась. Однако позже, в 2006 году, «Тангароа» возродился. Он состоял из 11 бревен бальсы диаметром от 80 до 100 см. Бревна соединялись балками, на которые сверху укладывалась бамбуковая палуба, ставилась бамбуковая хижина, в точном соответствии с древними чертежами.
У Тура Хейердала на плоту было несколько кормовых килей. Хиграфф увеличил их количество, усовершенствовал принцип действия. Тем самым сделав плот еще более маневренным. Благодаря конструкционным новшествам плот мог плыть под углом к направлению ветра – галсами. В 2006 году плот «Тангароа», построенный, как и знаменитый «Кон-Тики», в пригороде Лимы – столицы Перу из дерева бальсы, вышел в океан и на 31 день раньше, чем «Кон-Тики», прибыл к полинезийскому острову Рароиа. Связано это было как раз с тем, что плот «Тангароа» был более совершенен в конструкционном плане, более управляем. Из этой экспедиции Хиграфф привез десятки тысяч фотографий, сотни часов видео и кучу идей. Одной из них была идея не только осуществить очередную экспедицию по следам древних инков, назвав ее «Кон-Тики II», а завершить полный цикл: перейти на плоту не только в одну сторону, от Перу до Полинезии, но и в обратную – от Полинезии до берегов Южной Америки. По словам Торгейра Хиграффа, «в наше время еще никто не проделывал такой путь!».
От «Тангароа» к «Кон-Тики II»
В 2014 году Хиграфф приступил к организации плавания, начал собирать новую команду. Узнав об этом, тюменский врач, генеральный директор группы медицинских компаний NEO Сергей Гольцов подал заявку на участие в экспедиции. В июле 2015 года он сдал квалификационные тесты и прошел собеседование в Норвегии. И вот совсем недавно получил уведомление от Торгейра Хиграффа о приеме в состав команды «Кон-Тики II» в качестве судового врача. Сергея до сих пор переполняют радостные эмоции.
– Пришло уведомление из Норвегии, и вот здесь уже появилась уверенность, что все по-серьезному. Поначалу была только мечта. Ну, а мечты – они, как магниты, притягивают события, притягивают людей и новые открытия. Та эйфория, которую я переживаю, – это некий ответ на ожидаемые впереди опасности. Идти на плоту через океан в течение трех месяцев – это все же непросто. Это целый комплекс физических, эмоциональных и моральных трудностей, которые нам предстоит преодолеть. Как это будет происходить – время покажет, – поделился Сергей Гольцов.
1 ноября 2015 года стартует первая часть экспедиции из Перу до острова Пасхи. От острова Пасхи команда, членом которой стал Сергей Гольцов, на парусном деревянном плоту уйдет на тысячу миль на юг, достигнув ревущих «сороковых» широт в Южном полушарии, прозванных так за сильные и устойчивые западные ветры, вызывающие частые штормы, и финиширует у берегов Южной Америки. Медицинское сопровождение первой части экспедиции «Кон-Тики II» от Перу до острова Пасхи будет оказывать врач-анестезиолог из Москвы Борис Романов. На участии именно русских врачей настоял сам организатор экспедиции Торгейр Хиграфф, отдавая дань традиции, заложенной его великим предшественником Туром Хейердалом.
В состав международной экспедиции вошли шведы, норвежцы, американцы, французы, англичане. И даже внук Тура Хейердала. Что тянет всех этих людей в океан?
– Видимо, они просто романтики, авантюристы, которые стремятся познать этот мир во всем его многообразии. В состав команд вошли очень разные люди: программист, спортсмен, плотник, журналист с телеканала «Дискавери», начальник береговой охраны. Одна девушка в 17 лет ушла из дома и до сих пор туда не вернулась, потому что жажда путешествовать сильнее, чем мысли о доме. Другая девушка в 25 лет в одиночку на яхте пересекла Атлантику. И тоже идет в команде «Кон-Тики II». Зачем это нужно мне? Китайцы говорят: никто из путешествия не возвращался прежним. И в этом смысле я ищу себя нового, другого. Старый уже надоел. Еще Ницше говорил: надо выходить из себя, чтобы объективно оценить свое место в этом мире, – рассказал Сергей Гольцов.
На этот раз в составе экспедиции будут два плота, названных в честь богов древних инков. На каждом будет по семь человек команды. Первая часть экспедиции продлится ориентировочно 40-45 дней. Вторая часть экспедиции начнется 1 января 2016 года, и ориентировочно закончится в конце марта на берегах Южной Америки.
Почему ключевая точка – остров Пасхи? Потому что это некий транспортный узел. Если путешественникам удастся вернуться с Пасхи в Южную Америку, то тогда окончательно будут расставлены все точки над i и дан ответ на вопрос: кто заселял острова Тихого океана? Если инки были способны возвращаться с острова Пасхи домой, значит, именно они осуществляли заселение и других островов.
Экспедиция ставит перед собой ряд новых научных задач, в том числе в области формирования климата, океанических течений, передвижения воздушных масс.
На пороге приключений
Вторая часть экспедиции будет длиннее по времени и, наверное, сложнее. Потому что этим маршрутом ходили, видимо, только инки. Восточно-австралийское течение сразу же снесет путешественников на тысячу миль вниз, к «ревущим» 40-50-м широтам. Там их подхватит южное тихоокеанское течение. А самым сложным будет переход в перуанское течение. Если экспедиция Хиграффа ошибется в координатах, ее может снести к мысу Горн, который считается кладбищем кораблей.
Надо отметить, что любое парусное судно, получив пробоину или трещину, с большой долей вероятности затонет. А вот плот из бальсы, потеряв в океане две трети корпуса, сможет нести на себе груз и команду. И поэтому, с точки зрения безопасности, плот гораздо предпочтительнее, чем парусный корабль. Плот никогда не накроет волна, потому что у него высокая плавучесть, и он практически всегда находится на поверхности воды.
Обитатели Тихого океана – горбатые киты, китовые акулы активно интересуются необычными объектами на поверхности воды. Подводные исполины могут подплыть к плоту на очень близкое расстояние и запросто перевернуть его ударом хвоста. Как защититься от опасностей, которые могут поджидать отважных путешественников в океане? Экспедиция будет оснащена средствами связи. Благодаря им команда всегда сможет связаться с перуанскими, чилийскими военно-морскими силами. В случае сигнала SOS корабли тут же отправятся на помощь терпящим бедствие.
Каким будет питание? Еще Тур Хейердал писал о том, что рыба в океане такая любопытная, что сама выпрыгивает на палубу. И каждое утро мореходы занимались тем, что собирали ее и готовили себе еду. И в этом смысле еда в океане всегда найдется. Что касается запасов пресной воды, то, отправляясь в океан, их можно не делать: раз в сутки идут дожди, и пресная вода попросту скапливается на палубе.
В настоящее время команда «Кон-Тики II» готовится к длительному переходу по океану, как физически, так и морально.
– Мне предстоит выполнять в ходе экспедиции совершенно четкую роль – медицинское сопровождение и контроль за санитарным благополучием. По специальности я врач дерматовенеролог и несколько удален от навыков оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях. В этом смысле мне нужно было пройти курс оказания реанимационной помощи, отрабатывая различные навыки врача-терапевта, врача-хирурга. Поэтому в дополнение я совершил визит в Берген, норвежский морской госпиталь. Это были совершенно удивительные встречи, разговоры, занятия. Там мы впервые встретились с Торгейром Хиграффом, его коллегами и членами команды. Если в ходе экспедиции на плоту возникнет какой-то сложный медицинский случай, то врач может связаться с данным госпиталем и посредством телемедицины получить любую консультацию из любой точки мира, – сообщил Сергей Гольцов.
На каждом плоту будет свой медицинский кейс с медикаментами и инструментами. Оба кейса противоударные, регулируют внутренний климат, абсолютно герметичны и при весе 40 кг способны находиться на плаву.
Может ли Сергей Гольцов, доцент, завкафедрой дерматовенерологии, кандидат медицинских наук, полученный в экспедиции опыт каким-то образом перенести на тюменскую почву, в область своих профессиональных интересов? На этот вопрос наш отважный земляк ответил так:
– Вы знаете, всего человечеству известно 100 тысяч заболеваний, из них 25 тысяч – кожные. Так вот: самое большое количество наблюдений по дерматологии я сделал именно в своих экспедициях по миру: в Африке и Полинезии. Таким образом, я прирастаю новыми знаниями. И я верю, что-то новое будет привнесено и в тюменскую медицину, и в российскую.



