Но далеко ли на нем уедешь...
За рамками Восточного экономического форума (ВЭФ), о проблематичных итогах которого я писал, осталась идея Юрия Трутнева, вице-премьера и представителя президента в ДВФО: выделять бесплатно каждому желающему по гектару земли. Идею поддержал Президент Путин. Власти ожидают, что население региона увеличится шестикратно. И в основном за счет приезжих.
Землю можно использовать для производства сельхозпродукции, бизнеса, организации лесного или охотничьего хозяйства. Если за 5 лет участком не воспользовались – отбирать, а если основали дело – закреплять в собственность. В начале сентября законопроект внесен в правительство.
Чиновники рассчитывают на приток людей, вдохновленные опросом ВЦИОМа: заинтересовались 20%. Однако у экспертов пессимизм. Власти до сих пор палец о палец не стукнули, чтобы остановить бегство населения с Дальнего Востока. Только в прошлом году уехавших почти на 25 тыс. больше приехавших. Причин полно: средняя зарплата примерно равна общероссийской, а стоимость потребительской корзины почти на треть выше. Здесь мало шансов сделать карьеру, слабые вузы, а в северных районах суровый климат. Население стареет, рождаемость низкая... В итоге за четверть века уехало 2 млн, осталось 6 млн. Ситуацию экономисты называют демографической катастрофой.
Выступая на ВЭФ, Президент Путин, упомянув разбюрократизацию экономики, реагировал традиционно: распорядился создать здесь очередное агентство, на сей раз – по человеческому капиталу. Однако как дополнительные 50-70 чиновников справятся с бедами – непонятно.
На этом фоне приманка в виде бесплатного гектара выглядит убого. Во-первых, перечисляют аналитики, сработать она может только на юге региона, а не в Магадане. Во-вторых, получение земли оговорено рядом условий. Так, участки будут выделять вдали от крупных городов и не ближе 10 км от поселений в 50 тыс. жителей. Мудрые чиновники сочли, что эта мера оградит от злоупотреблений и нечестной конкуренции. На самом деле мировой опыт показывает обратное: выделять рядом с крупными городами, утверждает Павел Тригер, гендиректор компании «Институт развития территорий». Лет через 10-20 пояс вокруг мегаполисов увеличивается. Для России это критически важно, поскольку, не считая Москвы и Питера, городов с населением 3-4 млн нет. А они в современной экономике играют ключевую роль. Кроме того, для освоения земли переселять из Центральной России технически сложно, а вот местные жители как раз сгодятся.
Далее, о какой земле речь? На Дальнем Востоке из 600 млн га используется всего 3 млн. Еще 150 млн пригодны для проживания или ведения хозяйства. «Однако, – говорит Николай Харитонов, глава комитета по региональной политике и проблемам севера Дальнего Востока Госдумы, – прежде необходимо тщательно разобраться: какая земля для чего способна». Дальневосточный климат имеет свои особенности. Муссонные дожди летом, холодная зима. Есть районы с вечной мерзлотой, где, кроме оленеводства и, может быть, теплиц, заняться нечем. На юге Приморья и виноград можно выращивать. Но климатическая специфика требует изучения, иначе трудно судить, какая специализация у аграриев может быть рентабельна.
Эти размышления продолжает Владислав Иноземцев, директор Центра развития постиндустриального общества. «Когда чиновники говорят, что необходимо увеличить население региона, первым делом хочется спросить: а зачем? – говорит этот крупный экономист. – Сегодня плотность населения там – 1 человек на квадратный километр. А на Аляске – 0,43, на Канадском севере – 0,09. Но на Дальнем Востоке региональный душевой продукт чуть больше $8 тыс., на Аляске – $69 тыс., а на Канадском севере – и вовсе $108 тыс. «Канада и Австралия вошли в число высокоразвитых государств, несмотря на малочисленность населения и незаселенность огромных территорий», – это уже пишет премьер Медведев в статье, опубликованной на прошлой неделе. «В современном мире имеет значение не плотность заселения территорий, а эффективно она осваивается или нет, – продолжает Иноземцев. – Зачем селить людей в тяжелые для жизни условия? Это стремление всегда было для меня загадкой. Ведь времена, когда власть воспринимала жизнь подданных как подвиг, вроде бы миновали», – недоумевает экономист.
Ладно, допустим, романтики из центра страны ринулись в самую благодатную для аграриев Амурскую область. Урожайность пшеницы там в прошлом году составила 19-22 центнеров, а гречки – 7,2-7,8. По нынешним закупочным ценам стоимость урожая с подаренного гектара тянет соответственно на 15 тыс. и 12 тыс. руб. А билет из Москвы в Хабаровск или Владивосток стоит за 30 тыс. Ну и что выгадает новоявленный фермер? За сколько лет он окупит хотя бы свой переезд на край страны? Ведь ни о каких подъемных власть не заикается, а все аграрии, включая фермеров, стонут под бременем взятых кредитов, которые банки отказываются реструктурировать в кризис. Тем более следует учесть, что за пределами Московской области землю можно было купить до девальвации примерно за $30-50 за сотку, а сегодня и дешевле. Собственную землю можно хотя бы заложить в банк под обеспечение кредита, а дармовой гектар не заложишь. Из последних новостей: Минсельхоз в 40 раз сокращает фермерам-животноводам обещанные субсидии, хотя молоком они обеспечивают страну лишь на 60%. Так что переселенцам и здесь рассчитывать не на что.
Эксперты напоминают, что во времена царского правительства премьер Столыпин выдавал крестьянину (не горожанину!), переселявшемуся на восток, ссуду 150 руб. На эти деньги можно было прокормить семью 1,5-2 года до первого урожая. Ссужали также зерном и техникой. Земли давали минимум 15 десятин (16 га) – это на мужика. А на семью выходило до 50 га. Для казаков и вовсе нормы были в 2-3 раза больше. Но и на таких условиях основная масса переселенцев не ехала восточнее Иркутска. Я уж не говорю о том, что на одном гектаре и развернуться негде. Минимальный участок под рентабельное современное хозяйство в каждом регионе свой. На Кубани, например, под сады и виноградники – 10 га, в Нечерноземье – от 20 га. Для животноводческого хозяйства нужно 50 га, но если фураж покупной. А если сам выращиваешь, нужно иметь уже 200 га. Под зерновые же требуется более 300 га.
Тут же всплывает логичный вопрос: почему единственным гектаром манят на Дальний Восток жителей европейской части страны? Разве там всё замечательно? Увы... По данным Иноземцева, за последние 20 лет потеряно 18 млн га сельхозугодий, еще 20 млн заболотятся, опустынятся или зарастут лесами лет через 10. Может, эту многострадальную землицу раздать, пока крестьянское сословие не извели на Руси? Но для этого как минимум нужно обрести цивилизованный рынок земли, приватизировать 90 с лишним процентов угодий, которыми сегодня владеют государство или муниципалитеты. У чиновников в ходу лозунг: кризис – это время новых возможностей. Казалось бы, вот и возможность использовать шанс: объявить о масштабной приватизации земли! Десяток отраслей получили бы мощнейший стимул к развитию. Но государство в лице чиновников цепко держит землю в своих руках. Почему? Думаю, вся штука в том, что земля, во-первых, крупный взяткоемкий ресурс. А во-вторых, чиновники от мала до велика, публично клянясь в приверженности бизнесу (иначе иностранные инвесторы шарахнутся!), о том, что свобода предпринимательства лучше несвободы, тем не менее в силу собственного советского менталитета в этот бизнес как минимум не верят. Кстати, как и большая часть населения, у которой, по выражению героя Андрея Битова в романе «Пушкинский дом», «шея мерзнет без ошейника государства». Это соотечественники считают, возможно – вполне искренне, что экономикой должно заниматься только государство. А потому и выстроили бастион, название которому – госкапитализм. Не беда, что к этому бастиону не то что на тракторе – на танке фермер не подъедет.
Отдельная песня – инфраструктура. Кто её будет создавать на пресловутом гектаре и вокруг него, да еще за 10 км от небольшого поселения? И об этом авторы замечательной идеи помалкивают. А как вести хозяйство без дорог, электричества? Еще желателен природный газ для тепличного хозяйства, например, или фермы. Куда сбывать продукцию? Нужны Интернет и телефон, чтобы быстро связаться с теми же торговыми сетями. Потребуется и финансовая инфраструктура – доступ к дешевым кредитам на строительство фермы, закупку техники, плюс оборотные средства хотя бы до первого урожая. А в какую школу пойдут дети? Где им лечиться в чистом поле? Но если не будет ни транспортной, ни коммунальной, ни деловой, ни социальной инфраструктуры, гектар – это просто земля для отшельников в таежной глубинке. И от такого подарка самой цивилизации тоже никакой пользы.
Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института соцполитики, уверена: раздача гектаров не избавит Дальний Восток от глобальных проблем: «Инфраструктура требует больших денег, которых не будет, а «человеческий капитал» утекает... Помогут дешевые кредиты фермерам и большие вливания денег в сельхозпредприятия, однако и на это средств нет».
Но если уж по одежке протягивать ножки, то эксперты говорят, что в первую очередь надо бы предлагать гектар дальневосточникам. И, главным образом, под строительство жилья на частной земле. Ну а также в лесах и по берегам рек. Наконец, Зубаревич обращает внимание на «разумное участие Китая». Только землю китайцам, уточняет она, нужно давать не на год-три, а на 50 лет. Тогда её не будут «хищнически использовать». Что за этим стоит, рассказал в ходе Петербургского экономического форума и.о. губернатора Еврейской автономной области Александр Ливенталь. К нему, только что назначенному президентом, кинулись инвесторы, готовые вкладываться в сельское хозяйство. Но оказалось, что 80% земли контролируют китайцы, причем многие площади – незаконно. В рамках программы сотрудничества России и КНР, одобренной в конце 2009 г. лидерами двух стран, земля стала уходить китайцам в аренду на 3-10 лет. Однако никто до сих пор не контролирует соблюдение всех агротехнических норм. А китайцы из года в год на одних тех же участках выращивают монокультуры: сою, рис и овощи, высасывая из земли все соки. И она после этого умирает. Ливенталь признал, что сельское хозяйство области развалено, четверть скота за год перерезали: «Еще 2-3 таких года, и всё по нулям будет».
Подобная ситуация наблюдается в Приморье, Амурской области и Хабаровском крае. Так что не только гектары нужно раздавать – не худо бы чиновникам следить и за исполнением агротехнических норм!
О том, что на бесплатном гектаре свет клином не сошелся, говорят и крупные специалисты, предлагающие свои прелюбопытные сценарии. Об этом – в следующий раз.