Этапы большого пути

...и вколотили серебряный костыль в последнюю шпалу

130 лет назад жители Тюменской губернии рано утром услышали первый гудок паровоза. Он возвестил о начале движения поездов на участке Екатеринбург – ​Тюмень протяженностью 325 км.

Станция имела в ту пору один пакгауз для хранения грузов, прибывающих в Тюмень, и четыре станционных пути. Дальше в восточном направлении поезда не ходили. Дорогу Тюмень – ​Омск начали строить в начале 1910-го года, закончили в декабре 1913-го...

Царское правительство в 1916 году, надеясь одержать победу в Первой мировой, составило пятилетний план строительства железных дорог в России. В период с 1916 по 1921 гг. предполагалось построить 31365 вёрст, в том числе дорогу на Тобольск протяженностью 180 вёрст, с примыканием к уже существующей магистрали Тюмень – ​Омск. «Железку» на Тобольск решено было строить от станции Ялуторовск через сёла Бердюгино, Ярково и далее на север. Такой кратчайший путь дороги на Тобольск предложил царю Александру II Константин Посьет, занимавший тогда пост министра путей сообщения России. Силами каторжан, политзаключённых, уклонистов и дезертиров с фронтов Гражданской войны, а также жителей близлежащих деревень, которых набирали по найму, начали прорубать просеку под будущую дорогу Ялуторовск – ​Тобольск. Но Гражданская война продолжалась, госказна всё более худела. Поэтому работы вскоре были «заморожены».

...Октябрь 1965 года. Тюменское отделение железной дороги встречает первую группу путейцев-строителей с линии Абакан – ​Тайшет и приступает к обустройству жилья вдоль намеченной трассы на Тобольск. В январе ­1966-го в Тюмень стали прибывать маршрутные поезда с техникой, стройматериалами, щитовыми домиками и прочим оборудованием с «Абаканстройпути». В том же 66-м развернулось строительство дороги от Войновки до Тобольска протяжённостью 222 километра. Через три года, в марте 1969-го, в Тобольск прибыл первый поезд. Его первыми пассажирами стали строители трассы. На станции Юность Комсомольская и Демьянка (180 км) первый рабочий поезд прибыл в 1971 году. Кстати, Юность Комсомольская изначально называлась станция Туртас. Когда же туда приехал писатель, главный редактор журнала «Юность» Борис Полевой на торжественное открытие станции, он предложил начальнику строительства трассы Абакумову переименовать станцию Туртас в Юность Комсомольскую.

А тем временем стальные рельсы Тюмень – ​Тобольск – ​Сургут приближались уже к четырёхсотому километру. Строителям предстояло пройти ещё 300 километров нелёгкой трассы по тайге и болотам. Пятого августа 1975 года в Сургут прибыл первый рабочий поезд. В 1976 году под девизом «Вперёд, на Север!» комсомольцы-добровольцы продолжали строительство следующей трассы – ​Сургут – ​Уренгой. 29 января 1979 года в постоянную эксплуатацию с оценкой «хорошо» был сдан 216-километровый участок от Сургута до Нижневартовска.

Первый поезд, но уже пассажирский, прибыл в Новый Уренгой 28 января 1980 года. Участки линии Сургут – ​Ноябрьская – ​Ягельная вступили «в строй» тоже в декабре 1983 года. И опять же в декабре, но уже 1984 года, с оценкой «хорошо», был принят участок Ноябрьск – ​Пурпе (183 км).

В 1980-м сто лучших представителей молодёжи стройки дороги Тюмень – ​Новый Уренгой написали письмо-обращение к молодёжи XXI века и заложили капсулу с ним на высоком яру в посёлке Менделеево. Но прежде чем совершить это, комсомольский вожак мехколонны Сергей Лебёдкин читал обращение к будущим потомкам: «Нас – ​сотня юношей и девушек, нам по 19-25 лет. Мы, строители железной дороги до таёжного нефтяного Сургута и далее, съехались со всей многокилометровой трассы, чтобы подписать и послать вам, поколению XXI века, это письмо. Дойдёт оно к вам без почты и телеграфа. Его принесёт вам сама земля-матушка сквозь время, вращаясь вокруг солнца. И через 50 оборотов, 29 октября 2018 года, мы завещаем вам, новому поколению, вскрыть наш сейф-капсулу, прочесть наши имена и помянуть нас всех добрым словом...».

В 1990 году путейцы-строители, закончив прокладку стальной магистрали (общей протяжённостью 1401 км, больше, чем от Тюмени до Москвы на 163 километра), вколотили в последнюю шпалу «серебряный костыль». Тяжелейшее поэтапное строительство в жару и холод было полностью завершено.


24731