Кто в  доме хозяин?

Так уж устроены мы, россияне, мечтающие получить в свое распоряжение волшебную палочку. Взмахнули – ​и любая проблема, даже самая сложная, разрешилась положительно к всеобщему удовольствию. И в области управления многоквартирными домами способы решения вопросов иначе как попытками махать палочкой не назовешь.

В результате массовой приватизации жилья возникла целая категория населения, являющаяся собственником жилых помещений, но не обладающая достаточными средствами на их содержание. Поэтому говорить о создании института эффективных собственников, о чем мечтало государство, одержимое патернализмом (читай – ​стремлением всё контролировать), говорить не приходится. Взросло то, что посеяно.

Новые собственники оказались абсолютно не готовыми к управлению недвижимостью. Они не думали, что теперь самим придется решать, как быть с ремонтом крыш, подъездов, инженерных сетей, обустройством детских площадок, неработающими лифтами. Стать полновластными хозяевами в доме люди не желают, признавая своей собственностью только квартиру. Но ведь крыша дома – ​одна на всех, фундамент – ​тоже, подъезд с его лестницами и площадками, подвал с инженерными коммуникациями – ​общие. Не считаться с этим, значит, сознательно уходить от проблемы. Запас прочности у любой технической системы не безграничен: рано или поздно разрушится даже то, что сегодня исправно работает. Только своевременный предупредительный ремонт в необходимых объёмах может обеспечить сохранность общего имущества. Поэтому управляющей организации крайне важно иметь надежного партнера в лице собственников или их полномочных представителей. Там, где жильцы активны, настойчивы в своих требованиях, и руководство УК ведет себя соответствующим образом.

Возьмем пресловутый капремонт, главными инвесторами которого по велению государства стали мы с вами. Почему большая часть тюменцев (8113 домов) согласилась накапливать средства под патронатом регионального оператора? Со старыми домами, времен Очакова, всё понятно. Потому что в одиночку им не осилить капитальный ремонт. Однако в «общий котел» попало немало других собственников – ленивых! Тех, кто не захотел разобраться в сути законопроекта о капремонте, не пожелал даже принять участие в общем собрании по этому вопросу. Не определившиеся дома автоматически перешли к региональному оператору – ​Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области.

Но ведь есть и другая система, которую Галина Хованская, председатель комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы РФ условно называет «Я ремонтирую свой дом» (акцент на слове «свой»). Она подразумевает открытие специального расчетного счета в банке для каждого дома. В соответствии с Гражданским кодексом собственник несет бремя содержания своего имущества, а не другого собственника, живущего в другом районе города. На это решились лишь 4% тюменских многоквартирников (342 дома).

Сделала попытку сформировать спецсчет и наша 16-этажка по ул. Муравленко. Дом сдан в эксплуатацию в ноябре 2012 года, и первый ремонт (электроснабжение, замена лифтов), согласно региональной программе, грянет только через 18-20 лет, в 2033-2038 годах. К 2044 году наступит черед других конструктивов. Какой же резон отдавать деньги в общий котел? Разве есть гарантия, что через столько лет не сменятся приоритеты? Не исключено, что новые реформаторы признают сегодняшний эксперимент ошибочным и предложат новый. А нам скажут: мы ничего не знаем, денег ваших не видели...

Примерно такие аргументы приводили директор нашей УК «Меридиан Сервис» Олег Кутузов, члены совета дома. И они правы! Началось очно-заочное голосование. Надо было набрать две трети голосов в пользу спецсчета. Не смогли! И не только потому, что часть квартир пустует или сдается в наём, а к их владельцам, северянам, невозможно дозвониться. Даже те, кто обжился в новом доме, проявили преступное равнодушие к судьбе общей собственности. Конечно, через два года можно поменять способ формирования фонда капитального ремонта. Но для этого нужно собраться вместе и принять ответственное решение. Созреем ли?

Такой пофигизм свойственен не только жильцам нашего дома. Это проблема общая, связанная с многолетней привычкой на кого-то надеяться: на президента, губернатора или управляющую организацию. Гораздо легче строчить жалобы и произносить обличительные речи на скамейке у подъезда, чем что-то конкретно предпринимать. Например, следить за чистотой на лестничной площадке, останавливать подъездных вандалов, вникать в тарифы на жилищные услуги, предлагаемые управляющей организацией.

Пытаться уйти от проблемы или сваливать все на «плохого дядю» – ​путь бесперспективный. Именно собственники обладают правом владения недвижимым имуществом, а управляющая компания является лишь инструментом в реализации их обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома и предоставлению коммунальных услуг. При наплевательском отношении жителей к общедомовой собственности вряд ли можно добиться хороших результатов. Проявляйте инициативу, обращайтесь в управляющую организацию со своими предложениями, и тогда я уверена, она тоже пойдет вам навстречу. Честное сотрудничество способно свернуть не только горы, но и капремонт.


24692