Жизнь деревни шестидесятых годов... Еще до схода снега с полей начиналась подготовка к очередной весенней пахоте и посевной. Не упустить бы погожий день! По местному радио и на страницах районки – регулярные сводки: какой процент техники отремонтирован, сколько закуплено сельхозинвентаря.
Страна, залечив раны войны, набирала обороты в промышленности, сельском хозяйстве. Оживала после тяжелого лихолетья глубинка. В каком году в Вагайском районе появился трактор ДТ-54 или ДТ-75? Во второй половине 50-х – начале 60-х? В нашей памяти живы газогенераторные, работавшие на чурках. А газеты военных лет напоминают еще об одном сельскохозяйственном инструменте – серпе. Работая им, наши матери, бабушки смогли обеспечить воюющее государство хлебом. Так что открытие в Дубровном школы механизации стало катализатором не только роста объемов сельхозпродукции, но и новых отношений. Помимо технических навыков, будущие трактористы, комбайнеры получали и агрономические знания.
Два года назад, работая в областной библиотеке, взял в руки подшивку вагайской районки «Сельский труженик» от 1965 года. Каждая публикация – яркая вспышка памяти. Спустя почти полвека словно пахнуло полем, ароматом пшеницы. Я вновь почувствовал, как загружаю бункера сеялок зерном, как хрустит пыль на зубах, как стекла очков заливает потом.
Совхоз «Аксурский» в 1965 году – большое сельхозпредприятие, созданное на базе двух десятков колхозов. Этот год для его работников выдался благополучным. Появилась надежда на улучшение жизни. С помощью государства, точнее, кредитов, выделенных под перестройку сельского хозяйства, получили новую автотракторную технику, оборудование, инвентарь. Специалисты с «поплавками» о высшем и среднем специальном образовании уже не были редкостью в деревне. Первый директор совхоза – Миннибаев, которого и по сей день вспоминают добрым словом, сумел объединить людей, создать коллектив. Мы, вчерашние школьники, тоже вовлекались в новую жизнь. На этом перепутье произошла наша встреча с Илачом Шариповым, комбайнером из Абаула. Близкого знакомства с ним не было в силу большой разницы в возрасте, интересы тоже не пересекались. Однако его жизнь «настежь» вызывала интерес и неподдельное уважение. В памяти десятки других личностей, не уступающих Шарипову по значимости. Каждый человек со своей судьбой.
Илача давно уже нет. Ушел из жизни молодым. Немного смогла рассказать его двоюродная сестра, Салиха Надеина, проживающая сейчас в Вагае. Весть о ранней смерти Илача стала поводом, чтобы освежить память о нем и его современниках.
...В благоприятные агрономические сроки колхозы и совхозы провели посевную. Уже ко второй половине июля был создан хороший запас сена для животноводства. Однако основной экзамен – уборка зерновых. Технические, финансовые, моральные ресурсы подчинены главному – вовремя убрать хлеб!
По примеру семаковцев («Сельский труженик», №93, 06.08.1965 г.)
«Коллектив совхоза «Аксурский» решил завершить уборку зерновых к 25 августа, к этому же сроку выполнить план продажи хлеба государству и продать сверх плана 2000 центнеров зерна. Несмотря на трудности, связанные с ненастной погодой, уборка урожая в совхозе идет широким фронтом. Передовые комбайнеры тт. Капшин Нияз, Шарипов Илач, Аликаев Шакирчан, Вахитов Халим на косовице хлебов, подборке и обмолоте валков выполняют дневные нормы на 120-125%. Намолоченное зерно быстро подрабатывается на токах и отправляется на государственный приемный пункт».
Страда набирала обороты. Фамилии Шарипова, Канаева, Аликаева, Криванкова и многих других до конца уборочной не сходили со страниц районной газеты.
Рекорд комбайнера Шарипова («Сельский труженик», №98, 18.08. 1965 г.)
«...12 августа он вместе с помощником Курманалиевым Рашидом начал косовицу пшеницы с 5 часов утра. Почти 20 часов их степной корабль не останавливался. К 2 часам ночи на всем массиве в 80 гектаров пшеница была уложена в валки. Сейчас агрегат передовых механизаторов убирает пшеницу прямым комбайнированием. С начала страды на их счет записано: уложено в валки 323 гектара, подобрано и обмолочено 89 гектаров».
Молодец, Илач! («Сельский труженик» , №101, 25.08.1965 г.)
«В газете недавно сообщалось о том, что комбайнер совхоза «Аксурский» Илач Шарипов установил рекорд уборки урожая. За день он уложил в валки 80 гектаров пшеницы. А вот новое известие. В начале уборки Шарипов брал обязательство убрать 500 гектаров хлебов. Свое слово он сдержал. Еще на 20 августа Илач скосил на свал 394 гектара хлебов, подобрал и обмолотил валки на площади 128 гектаров. А сейчас на его счету уже около 600 гектаров убранного хлеба. Шарипов Илач по праву занимает первое место в соревновании совхозных механизаторов. На втором месте комбайнер Бариев Хабибулла. Он скосил 380 гектаров зерновых культур и сейчас усиленно ведет обмолот».
Считаю нужным дать небольшое пояснение. В то время механизаторам не создавались особые условия, чтобы они могли поставить рекорд. Успехи взвешивались на весах честного соревнования.
И снова хочется процитировать «Сельский труженик», (№104, 01.09.1965 г.) Заметка называлась «Восемь горячих сердец»
«От зари до зари рокотали на полях комбайны. Зерно шло на тока золотым потоком. Целые горы его накопилось на току Карагайской фермы. Не хватало рабочих. Вот тогда-то и пришли на помощь хлеборобам восемь девушек, учениц Карагайской средней школы.
...Увозившие на приемный пункт зерно шоферы восхищенно говорили: «Горячо же вы работаете, девушки! Видно, в школе вас не только читать и писать учили, а и работать». Эти слова лишь подбадривали Мусину Маникамал, Миралиеву Нахиму, Фахрутдинову Рашиду, Алиеву Салиху и других школьниц. 800 центнеров очищенного и отправленного в закрома Родины зерна – вот мера помощи, которую оказали совхозу восемь школьниц, восемь горячих сердец».
Горячее лето 65-го, ставшее историей. Лето, обжегшее своим дыханьем и тех, кто от зари до зари убирал хлеб, и девчат, моих сверстниц, готовых, если надо, прийти на помощь. Обжегшее и меня. В те знойные дни на хлебных полях взошла звездочка Илача и десятков других хлеборобов. У каждого из нас свой след на земле, свое поле...



