Тюменская дорога, что к звёздам привела

В этом году исполняется 85 лет со дня рождения нашего прославленного земляка – певца, народного артиста СССР Юрия Гуляева.

Юрий Александрович появился на свет в Тюмени 9 августа 1930 года. Он был первенцем в семье Веры Федоровны Шараповой и Александра Матвеевича Гуляева. Первые музыкальные звуки малыш услышал еще до своего рождения. Вера Федоровна любила петь. У неё был красивый голос с мягким тембром. Она вспоминала: «Как запою – ребенок внутри меня начинает делать ритмические движения». Род Веры Федоровны был певучим. Ее дед и бабушка – урожденные донские казаки, в их доме всегда звучали и русские, и украинские напевы.

Жили Гуляевы на Немцова, 12, жили скромно на бухгалтерскую зарплату отца. Вера Федоровна посвятила себя дому и воспитанию детей. Вскоре за старшим, Юрием, появились сестра Зоя, братья Виктор и Борис. Семья Гуляевых отличалась сплоченностью, уважительным отношением друг к другу, а еще больше – своей необыкновенной любовью к музыке. В их доме часто играл патефон. Всякий раз, возвращаясь с работы, отец приносил новые пластинки. Все с нетерпением ждали этого момента и замирали, услышав голоса Шаляпина, Козловского, Лемешева. Вскоре появился первый музыкальный инструмент – двухрядная гармонь, без которой не проходил ни один праздник: отец играл, а мать пела. Если дети начинали шалить, их не ругали. Мать запевала какую-нибудь песню, и они сразу затихали, собирались возле неё в кружок и начинали подпевать. Слух у всех был хороший.

Полюбилась гармошка старшему, Юрию, с помощью отца он быстро научился на ней играть. Вскоре о Юре узнала вся окрестная детвора. Его подруга вспоминала: «Детьми мы любили собираться возле дома Гуляевых. Юра выходил с отцовской гармошкой и пел: «Вот мчится тройка почтовая», «Когда я на почте служил ямщиком». Мы пристраивались, осмелев, начинали петь хором. Юрий на ходу подбирал мотив. Какое это счастье – иметь собственного гармониста! Потом начинались танцы. Юра был душой нашего детского коллектива».

С началом войны в Тюмень стали прибывать раненые. 11-летний гармонист с группой подростков устраивал концерты в госпиталях. Ребята пели, читали стихи, поднимали настроение бойцам и всему персоналу.

В 1942 году труженики одной из тюменских артелей подготовили выступление художественной самодеятельности к Новому году, но оно оказалось на грани срыва: заболел баянист-аккомпаниатор. Тогда отец Юрия предложил: «Давай попробуем моего Юрку! У него на гармошке складно получается, берет все на слух». Так мальчик впервые выступил на сцене, пусть сельской.

Когда Юре исполнилось 13 лет, его дядя, Виктор Федорович Шарапов, купил ему баян. «Дядя Витя оказал не меня огромное влияние: он первый научил меня вдумываться в слова, в музыку», – вспоминал Гуляев. С тех пор без Юры не проходил ни один городской концерт. Иногда «артист» приносил в дом небольшие деньги. В 1947 году он работал на заводе АТЭ, где был не только концертмейстером, но и руководителем любительского хора.

Юрий учился в 25-й общеобразовательной школе. Классный руководитель Зинаида Александровна Наумова очень любила музыку. Она умело направляла увлечения детей. Однажды в 8-м классе на школьном вечере Юрий исполнил арию Ленского, которую выучил с пластинки совершенно самостоятельно. После этого классный руководитель подарила ему сборник романсов Рахманинова, подписав: «Будущему исполнителю».

Он не мог жить без музыки. На школьной парте нарисовал клавиатуру баяна и даже во время уроков «играл» и сочинял мелодии.

Не скрывал своего желания поступить в консерваторию. Об этом он написал в школьном сочинении «Моя мечта»: «Я очень люблю музыку. Мне никогда не найти слов, которыми мог бы передать свою любовь к этой жемчужине искусства. Я очаровываюсь ею. Музыка обладает магическими свойствами. Она выражает радость, печаль, заставляет мечтать. Н.А. Римский-Корсаков говорил: «Музыка – это моё сердце». У меня в сердце, пожалуй, музыка занимает не меньший объем. Любовь к музыке и желание петь влекут меня в консерваторию, но это пока моя мечта. Если обстоятельства не будут препятствовать мне, то я буду учиться петь».

Родителей Юры пугала сцена, они хотели, чтобы сын получил надежную специальность. Юрий уезжает в Свердловск и поступает в медицинский институт. Но, проучившись один год и так и не сдав ни одной сессии, при поддержке друзей подаёт документы в Уральскую консерваторию. О своем поступлении Юрий рассказывал: «Пришел в консерваторию, там все экзаменующиеся в шляпках, элегантные, с нотами в руках – артисты. А я в валенках, в лыжном костюме и с баяном за плечами. Приняли меня одного. Счастью не было конца!». Так началась славная дорога Юрия Гуляева в профессиональное вокальное искусство.


24492