На минувшей неделе десант тюменских журналистов высадился на двух производственных площадках – заводах «Сибнефтеавтоматика» и «Геомаш», чтобы посмотреть, как они себя чувствуют в нынешней экономической ситуации.
– Стратегия развития компании проста: разрабатывать что-то новое, чтобы опережать конкурентов, – отметил гендиректор ОАО ИПФ «Сибнефтеавтоматика» Владимир Сахаров. – Если раньше в отрасли была большая конкуренция, то ныне она очень большая. Основной ресурс – повышение надежности приборов. Гарантия на наши датчики – 18 месяцев, а у некоторых – три года. В гарантийный период за последние три года у нашей продукции 0,2% отказов. Это два датчика из тысячи. Кроме повышения надежности, ищем новые технологические решения. Нынче разработали и уже запускаем в производство приборы с индикацией непосредственно на самом датчике. По расходу газа обычно применяется вихревой датчик. Мы разработали ультразвуковой. Первые образцы установили в Башкортостане. Причем на объекте, где работали датчики наших конкурентов. И заказчик очень доволен.
Текущая ситуация в экономике и политике, безусловно, повлияла на бизнес.
– Уменьшился портфель заказов, – пояснил Владимир Сахаров. – В первую очередь, со стороны нефтяных компаний.
И все же с оплатой труда проблем на предприятии нет. Как и сокращений персонала. Объемы производства в денежном выражении за прошлый год – 285 млн рублей. В 2015 году завод планирует реализовать продукции не меньше, чем в 2014-м.
Добавим, что наибольшую известность ИПФ «Сибнефтеавтоматика» заслужила своими разработками в области расходометрии. В первую очередь, это приборы для измерения расхода и количества воды, нефти, газа, газоконденсата, пара, тепловой энергии в различных промышленных отраслях. Ежегодно фирма предлагает новые разработки на рынке приборостроения, подтверждая свой инновационный статус. Географический охват потребительской аудитории – это практически все города России, Казахстан, Украина, Узбекистан, Белоруссия, Литва, США. На заводе трудятся 120 человек. При этом компания имеет 60 дилерских представительств по России и СНГ. Партнерами являются предприятия теплоэнергетики и водного хозяйства, водоканалы, МУП ЖКХ, тепловые сети, энергокомпании, предприятия ТЭК. С 2008 года завод входит в состав открытого акционерного общества "Группа ГМС".
Импортные комплектующие в общей производственной цепочке минимальны. Основной их объем – свой, российский. Несмотря на то, что предприятие по меркам машиностроительной отрасли не очень большое, оно ни разу не прибегало к помощи государства.
– Мы работаем с геофизическими компаниями. Это интеллект, глаза, уши нефтяников, которые позволяют увидеть, что происходит в скважине, – рассказал заместитель директора по маркетингу завода НПО «Геомаш» Максим Колмогоров. – Увы, в настоящее время все нефтесервисные компании в России находятся в глубоком финансовом кризисе. И приобретать новое оборудование не готовы. У них просто нет денег. С декабря прошлого года кредиты, лизинг после повышения ключевой ставки более чем в два раза стали для них просто неподъемными.
Минус состоит в том, что все программы направлены на поддержание промышленных предприятий, которые работают непосредственно с нефтяниками. А программ по поддержке сервиса попросту не существует. В настоящее время нефтесервисные компании объединяются в Ассоциации, пытаются что-то изменить. Главный адресат их требований – правительство РФ. И главный посыл требований – обратить внимание на развитие нефтесервиса. Конкурентная борьба весьма велика. К тому же цены на сервис в среднем по России упали на 11%.
Максим Колмогоров посетовал: в данном секторе происходит тысяча операций в год. Из них 30% делает большая четверка: Халибертон, Бейкер Хьюз, Везерфорд, Шлюмберже, – остальной объем выполняют российские компании. Только вот прибыль распределяется в обратной пропорции. Отечественные компании работают очень много, но за малые деньги. Причина такого дисбаланса в том, что у иностранных компаний более интеллектуальное оборудование.
НПО «Геомаш» готово производить высокоинтеллектуальную продукцию. Это сопровождение бурения, так называемый каротаж, гидроразрыв пластов и закачивание скважин. То есть различное подземное оборудование. Впереди выпуск огромной партии приборов для перфорации скважин. Это уникальный прибор, который заказан компанией «Когалымнефтегеофизика».
А вот чтобы испытать новые образцы – нужны шаги навстречу со стороны нефтяных компаний. И в этом трудности. Внедряться в производственный процесс добычи нефти с испытаниями новых конструкторских разработок накладно.
Максим Колмогоров выразил удовлетворение, что нашлась компания, которая готова предоставить площадки для испытаний новых технологий, это «ЛУКОЙЛ». Достигнутые договоренности внушают надежду на успешное завершение работ конструкторов и ученых НПО «Геомаш».
– В следующем году «ЛУКОЙЛ-Пермь» поставила нас в график, и нам дают пять скважин для сопровождения бурения с использованием нового оборудования, – заключил руководитель.
Поездка показала, что экономическая ситуация в стране нынче не самая лучшая. И все же о кризисных тенденциях среди ведущих предприятий региона никто не говорит. Лишь кое-где упали объемы заказов, или появились проблемы с поставками иностранных комплектующих.
По итогам полугодия наш регион вновь уверенно занимает верхние строчки экономического роста. Если по России индекс промышленного производства за пять месяцев 2015 года составил 97,7%, то Тюменская область взяла планку в 113,3%. Те, кто привык трудиться, оптимизма не теряют.