Их на карте уже не сыщешь...

Неперспективная деревня, заброшенная, забытая, умершая, исчезнувшая... Мог ли предположить в начале XX века великий Петр Столыпин, что его беспрецедентная земельная реформа в течение того же столетия будет сведена на нет последующими правителями России. И тем не менее это случилось. Не Мамай прошел, не какой иной супостат, а сами все развалили, пошли по миру, покинув места своих отцов и дедов.

ГРУСТНАЯ СТАТИСТИКА

Итак, страна, по сути, огромный материк, бескрайние просторы, леса, поля, горы, озера, реки, земля, вскормившая на протяжении тысячелетий великое множество – миллионы людей, которые, в свою очередь, создали на ней тысячи и тысячи сел, деревень, хуторов, поселков, городов... Однако после октябрьского переворота в 1917-м с лица этой великой земли исчезло около 150000 населенных пунктов. Инерция «совка» продолжилась и в постперестроечное время: с 1990 по 2013 годы не стало еще 23000 деревень и поселков. Началось все с бездумной разорительной практики большевиков в отношении селян: отъем у них нажитого ими потом и кровью, преследование и уничтожение наиболее трудолюбивых и хозяйственных жителей, поголовная коллективизация...

Преступная политика подкреплялась идеологизированными постановлениями ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР. В частности, вышедший в 1939 году циркуляр «О мерах охраны общественных земель от разбазаривания» содержал такие строки: «Ликвидировать расположенные в общественных полях колхозов приусадебные участки колхозов, имеющихся в районах различных областей, и сселить этих колхозников к одному месту. Закончить эту работу к 1 сентября 1940 года». Период «хрущевщины», в свою очередь, ознаменовался инициативами ретивых партхозчиновников о ликвидации «неперспективных деревень» и объединении их в агрогорода. Множество дров наломали в период перестройки и так называемого перехода к рынку. Не обошла чаша сия и Тюменскую область: с карты региона исчезли сотни деревень, их названия сохранились разве что в паспортах, в свидетельствах о рождении. А еще в памяти и сердцах людей, живших на этой земле.

В ПАМЯТЬ О ДЕРЕВНЕ САВИНО

В Бердюжском районе в свое время так же попала в разряд неперспективных деревенька Савино – несмотря на то, что началась ее история аж в 1740 году. В XIX веке здесь жило уже более 800 человек. В Великую Отечественную из села на войну ушел 91 человек, вернулись 39. Из воевавших в ту лихую годину сегодня в живых остался только один – ветеран Михаил Григорьевич Чекунов. Правда, как и остальные его земляки, он проживает в пяти километрах от родного пепелища – в соседнем селе Окунево. Многие разъехались кто куда – кто подале, кто поближе. А на месте бывшего села Савино теперь памятная стела с начертанными словами «Помни нас, Россия, помни!» да мемориальные плиты со 142 фамилиями односельчан – участников Великой Отечественной войны, имена безвинно расстрелянных в 1937 году, а также фамилии колхозников, награжденных в 1947 году медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Памятник установили в 2010 году. Инициатором увековечивания памяти родной деревни и односельчан стал председатель Бердюжского и Савинского землячеств в Тюмени Леонид Третьяков. Его поддержали земляки, в том числе и районная власть. Деньги на создание мемориала собирали всем миром. Члены землячества и по сию пору воссоздают историю села, разыскивают его бывших жителей.

Нынче в честь 70-летия Победы и 275-летия деревни Савино сюда снова съехались потомки тех, кто когда-то родился на этой земле. Они держали портреты родных и близких, отцов и матерей, которые когда-то жили здесь. Эти люди приехали сюда на встречу земляков в начале июля со всех концов России – из Омска и Петропавловска, Тюмени и Екатеринбурга, они подолгу всматривались друг в друга, с трудом узнавая односельчан. С течением лет они все больше становятся похожими в силу возраста на своих почтенных родителей, чьи фото они с гордостью держали в руках. Собравшиеся зажгли поминальные свечи, они взволнованно, со слезами на глазах, вспоминали свою малую родину, говорили об односельчанах, живших когда-то на этой благодатной земле.

И звучали стихи.

Есть такие места

в необъятной России,

Что на картах больших и не сыщешь –

По-особому небо там кажется синим,

По-особому пахнут там вишни...

Это место, где ты появился на свет,

Называют частенько провинцией.

Только края родней и прекраснее нет –

Он для нас всегда будет единственным!

А неутомимый Леонид Третьяков снова обращался к односельчанам: «Сегодня, день рождения моей маленькой родины, самый большой для меня праздник. Так же, как и для собравшихся здесь моих земляков. Нас всех позвала наша земля, родство душ. Наш мемориал – знак того, с каким уважением мы относимся к тем поколениям, которые подарили нам жизнь, которые в свое время славили Савино. Они защищали Родину на полях сражений, героически трудились здесь, в тылу, сутками пахали на быках и коровах, убирали урожай. Мы установили этот памятник, чтобы не забывать, что двенадцать поколений савинцев жили на этой земле, что Савинская земля нам родная. А ездить сюда мы будем до тех пор, пока живы».

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ·

Конечно, память – великое свойство души, память равна воскрешению. И, видимо, каждый таит в себе надежду на скорое возрождение своей малой родины. Ведь не просто повспоминать да прослезиться приехали. Земля-то, вот она, никуда не делась, никем не захвачена. Что мешает помочь этим людям вернуться к родному пепелищу, закатать рукава да и начать все заново. Паши, сей, стройся, живи на радость. Мемориал – это здорово. Но не век же горевать да сетовать о потерях да былых глобальных глупостях по части сельского хозяйства. Или нынешние чиновники только и горазды говорить красивости о возрождении села. А если делом заняться?

А еще участники встречи в бердюжской глубинке просили через газету передать сердечное спасибо всем, кто участвовал в ее подготовке – в первую очередь главе Окуневского сельского поселения Сергею Куркову и директору местного Дворца культуры Людмиле Поляковой.


24391