«Мне пример его в жизни подмога»

Юрий Курочкин проходит срочную в Псковской десантной дивизии. Он воспринимает это как должное, ведь его предки считали службу в армии почетной обязанностью каждого мужчины. Гордится, что в победу над фашизмом внес вклад и его прадед – Михаил Курочкин из села Ражево Голышмановского района.

Они не были знакомы – израненный солдат, прошедший сквозь пекло Великой Отечественной, умер рано. Но воспоминания о нем в семье Курочкиных передаются из поколения в поколение. В юбилейный год Победы Юрий с гордостью рассказал нам о своем прадеде.

Родился он в 1919 году в деревне Темная. Отца убили бандиты, когда мальчишке было семь лет, вскоре умерла мать. В детстве он познал голод, с утра до вечера работал у того, кто наймет за кусок хлеба. В 1939 году Михаила призвали в армию, служил на Дальнем Востоке. В начале войны его часть отправили на защиту Москвы.

– Мой дедушка, Александр Курочкин, говорит, что его отец не хотел вспоминать о войне, боль потерь с годами не утихала. Знаю, что воевал прадед вместе со своими земляками – голышмановцами Иваном Дембицким, Алексеем Батуриным, Иваном Рабкановым, – рассказывает Юрий. – Их резервный артиллерийский батальон перебрасывали с фронта на фронт, туда, где нужна была помощь, где было туго. Михаил Курочкин был назначен командиром 152-миллиметровой пушки. На его глазах погибали молодые ребята, нередко солдатам не хватало оружия, одежды, еды. Но они били врага, потому что верили в победу.

Прадед был дважды ранен. Однажды в бою осколок через сапог вонзился прямо в ногу. Товарищи по оружию помогли вытащить металл. В санчасти сделали перевязку. В госпиталь он не поехал по такому пустяку, а вернулся в часть, правда, хромал несколько дней. Потом второй ногой «подцепил» похожее ранение, но снова остался в строю.

Курочкин участвовал в боях за Москву, освобождал Смоленск, Орел, Великие Луки. В одном из сражений на Курской дуге артиллерийская батарея, которой он командовал, уничтожила 8 танков и 3 бронемашины. Командир был награжден орденом Отечественной войны II степени. Победу он праздновал в Германии. Кстати, его фамилия была в списке тех, кто должен был ехать на Эльбу, когда проходила встреча союзников. Но их машина сломалась. Вскоре узнали: все, кто уехал, погибли: по дороге машину разбил вражеский снаряд…

– Мой прадед вернулся домой в мае 1946 года, через год после окончания войны. Работал в совхозе счетоводом, комбайнером, мотористом. Вырастили с прабабушкой моего деда Сашу и еще троих детей. Был Михаил Курочкин человеком скромным, трудолюбивым, односельчане вспоминают его только добрым словом. Он радовался жизни, желал, чтобы в нашей стране больше не было войны, чтобы был мир на всей планете. Я служу в армии в мирное время. Но здесь я чаще думаю о своем прадеде, о солдатах Отечественной, о том, что им – всему военному поколению – было несравнимо труднее… Долгой – семилетней! – получилась служба в армии моего прадеда, а моя подходит к концу. Я не смог прийти на его могилу в День Победы, но обязательно поклонюсь его праху,– пообещал Юрий.


24217