Прошлым летом я с внуком Евгением ехал на автомобиле к озеру «Травное», на котором у нас стояло несколько пар речных фитилей. Вдруг рядом с дорогой увидели кряковую утку и около нее трех пуховых утят, видимо, поздний или второй выводок.
Остановились. Мамаша-утка была чем-то встревожена. Она бросалась то к нам, то куда-то в сторону, пригибалась к земле, шипела. Малыши тоже метались вслед за матерью и отчаянно пищали.
– Почему их только три? – спросил внук. – Ведь у твоей кряковой в стайке двенадцать утят!
В это время утка еще раз подбежала к машине и затем направилась к островку старой густой травы около дороги. Мы покинули уазик и тихонько пошли за ней. Пройдя несколько метров, я, идущий первым, чуть было не попал ногой в глубокую и узкую яму. По-видимому, здесь когда-то был вынут стоявший раньше телеграфный столб. Закапывать яму, как всегда, никто не стал.
Крякуша с утятами находилась поблизости, перебегала с места на место и заглядывала в яму. Я лег на землю и всмотрелся в глубь ямы. Там на дне, как в котле, «кипели» утята. Вот в чем дело! Видимо, как бежали гуськом за мамашей, так туда и попадали.
Перевернувшись набок и опустив в яму руку, я смог только коснуться их кончиками пальцев. Поднявшись с земли, стал думать, как вызволить бедолаг. Евгений тоже сделал попытку достать пострадавших. Оказалось, руки у него длиннее моих, и он одного за другим осторожно начал вытаскивать птенцов. И каждый раз утка бросалась к спасенному утенку, отводила его в сторону к другим утятам, а затем снова подбегала к нам.
Она открывала широко клюв и тихо шипела внуку прямо в лицо, прижатое к земле. Как бы говоря: смотри не повреди! Когда всех утят набралось одиннадцать, мать повела было их к дороге, но затем остановилась, прислушалась и снова с шипением бросилась к нам.
Наверное, там еще есть? Действительно, после долгого нащупывания Евгений извлек последнего, перемазанного глиной, двенадцатого пленника. Утка постояла, послушала и, оглядываясь, быстро повела свое многочисленное семейство через дорогу к расположенному неподалеку прудику. Интересно, что утята бежали за мамашей, разобравшись попарно.
Жаль, что в этот раз мы не взяли с собой фотоаппарат.
Владимир КИРГИНЦЕВ, Голышмановский район.



