Невзлюбили бакалавра

Система образования в России на очередном витке перемен. В том числе изменился подход в подготовке кадров для строительной отрасли. В 2012-м были введены новые образовательные стандарты. В этом году в ТюмГАСУ последний выпуск инженеров и первый – бакалавров. При желании бакалавр может продолжить обучение в течение двух лет в магистратуре. Обе ступени дают высшее образование.

Руководители строительных компаний новшествами недовольны. Слова «бакалавр» и «магистр» их слегка напрягают. Один из директоров заметил довольно категорично: «Инженеров нет, а техники (в его понятии – бакалавры – Е.Г.) нам не нужны». Помню, лет десять назад тюменские застройщики также воспринимали жилищную ипотеку. Настораживали мудрёное иностранное слово и те реалии, что с ним связаны. А теперь привыкли – квартиры по ипотеке расходятся как горячие пирожки. Уверена: время возьмёт своё – и бакалавры с магистрами оправдают своё назначение на стройплощадках Тюменской области. Это те же инженеры, только иначе называются. Даже в советское время молодого специалиста приходилось «подгонять» под требования производства. И всё же студенты тогда казались более адаптированными к будущей профессии, ведь каждый год проходили практику на предприятиях. Однако и то, и другое осуществлялось за счёт государства.

Сейчас предприятия вынуждены выкладывать деньги на обучение и переподготовку своих кадров из собственного кармана и идут на это только в случае крайней нужды в специалистах. По той же причине неохотно берут студентов на практику, которые и бесплатно готовы работать ради перспективы трудоустройства. Но предприятия снова отказывают – не хотят нести ответственность за практикантов. Если и допускают на производство, то нередко в качестве разнорабочих. Парадоксальная ситуация, отмечают представители вузов, ведь каждое предприятие требует от нас высококвалифицированные кадры.

Недавно тюменский еженедельник «КВ» стал инициатором обсуждения этих вопросов на круглом столе на тему – «Строительные кадры в новых экономических условиях: заказ, подготовка, трудоустройство, альянс науки с производством». Мероприятие проходило в стенах Тюменского государственного архитектурно-строительного университета. Ректор этого вуза Александр Набоков обратился к руководителям строительных организаций: «Нам необходимо работать вместе, вуз в вопросе подготовки кадров один ничего сделать не сможет». В качестве примера привёл совместный проект с компанией «ЖБИ-3», «о результатах которого можно судить через два-три года».

И, по мнению представителей областного департамента образования, взаимодействие учебных учреждений и предприятий становится насущной необходимостью. С 1 сентября этого года на пять месяцев увеличивается срок обучения по программам подготовки рабочих и служащих, а также срок прохождения практики. В связи с введением новых образовательных стандартов 75 процентов учащихся будут осваивать профессию непосредственно на производственной практике. Это априори гарантирует качество образования. В новых условиях от работодателей требуются понимание ситуации и желание идти на контакт. Инициативы приветствуются. А десять новых многофункциональных центров профессиональных учебных заведений Тюменской области за счёт средств регионального правительства готовы работать по заявкам работодателей. Программы в центрах не хуже техникумовских, преподаватели грамотные. Здесь уже подготовлено свыше 4000 человек. Однако, по данным центров, в связи с кризисом предприятия обращаются сюда реже, но увеличилось количество обучаемых из числа безработных. И здесь снова напоминает о себе проблема с производственной практикой. Например, восемь машинистов экскаватора получили документы о прохождении практики, но до техники их так и не допустили. Есть проблема и с трудоустройством выпускников центров.

На круглом столе обсудили также вопрос подготовки бойцов студенческих строительных отрядов. Прозвучало пожелание к работодателям – сообщайте о своих планах заблаговременно, чтобы мы (вузы, центры подготовки. – Авт.) могли скорректировать учебные программы для бойцов ССО, расписать время их занятий в мастерских. Кстати, для компаний, заинтересованных в стройотрядах, предусмотрены налоговые льготы.

Но и это не привлекает даже крупных работодателей – издержки перекрывают льготы. Союз строителей Тюменской области считает: надо их пересмотреть, на одном патриотизме этот вопрос не решить.

Так чего же хотят работодатели? Им в первую очередь нужны рабочие, а не «белые воротнички». Вспоминают времена, когда выпускники девятых классов поступали в училища, получали профессию, а затем приходили на производство с третьим, случалось, и с четвёртым разрядом. Нынешняя система образования изначально нацеливает мальчишек и девчонок, а также их родителей, на всеобщее среднее образование и в дальнейшем – на вузы. На пресловутые «белые воротнички». Это даёт работодателям право говорить: молодежь сегодня чурается физической работы, у станка никто не хочет стоять. Молодые находят оправдание – мало платите. И это правда. Работодатели резюмируют: чтобы получать достойную зарплату, нужно поработать на производстве не один год и чему-то научиться. У каждой стороны своя правда. А ведь истина где-то посередине…

В свою очередь, учебные заведения хотели бы более продуктивной реакции на заявки о прохождении производственной практики: у студентов был бы интерес быстрее закрыть сессию, да и реализовать «опоздавшие» заявки сложнее. И здесь решением вопроса могут стать льготы, полагает Союз строителей Тюменской области. Нет у работодателей заинтересованности в привлечении практикантов – значит, есть целесообразность установить льготы для предприятий, принявших на практику студентов. Некоторые работодатели не против практикантов на своём производстве, но во главе с представителем вуза. Учебные заведения отвечают: где мы возьмём столько мастеров производственного обучения? Надо решать этот вопрос с департаментом образования, считают работодатели. А у департамента другая забота. Подходы в образовании изменились. Профессиональный модуль заканчивается квалификационным экзаменом. Студенты готовы к тому, чтобы проходить сертификацию-квалификацию. И именно работодатель должен дать оценку и рекомендовать, к примеру, тот или иной разряд. Однако, как выяснилось, работодатель и к этому не очень-то стремится. У него своих забот выше крыши. Кризис. Но ведь он не навсегда – как пришёл, так и уйдёт. А за каждым студентом и учащимся – потенциальное рабочее место, станок, предприятие, страна, её экономика. О ней надо думать.

Кстати, по данным департамента труда и занятости, в строительной отрасли Тюменской области занято 70 тысяч человек (10,3 процента от всего трудоспособного населения региона). Потребность в кадрах закрывается в основном за счёт иностранной рабочей силы, а также сокращения (увольнения) людей в других отраслях. И всё же из 7812 вакансий по области большая часть приходится на строительную отрасль. Требуются штукатуры, каменщики, монтажники, сварщики, арматурщики… Сегодня на переобучение для строительной отрасли направлено 1445 человек. Основные потребители кадров в 2015–2019 гг. – крупные инвестпроекты Запсибнефтехимкомплекса и Антипинского НПЗ. Спрос составит около 6000 человек. В то же время наблюдается «оптимизация отрасли» за счёт сокращения ИТР.


24201