Огненные дороги лейтенанта Усольцева

На днях я встретилась с Ларисой Павловной Бодровой, кавалером ордена Трудовой Славы III степени, отличником профтехобразования, ветераном труда, обладателем многочисленных Почётных грамот за военно-патриотическую работу с молодёжью, пятнадцать лет руководившей музеем Тюменских военно-пехотных училищ.

На этот раз, в год 70-летия Великой Победы, разговор состоялся о партизанском движении в Белоруссии, в котором с первых дней Великой Отечественной войны активное участие принимал её родной дядя (по материнской линии) Константин Фёдорович Усольцев.

Об этом – в его документальной повести «Люди долга», изданной в издательстве «Беларусь» (г. Минск) в 1982 году, а также в книгах командира объединенного партизанского отряда «Непобедимый», советского разведчика, Героя Советского Союза, полковника Станислава Алексеевича Ваупшасова: «На тревожных перекрёстках. Записки чекиста», «На разгневанной земле» и «Партизанская хроника».

В последней, кстати, есть глава «Два Константина» – о Константине Усольцеве (командире роты) и Константине Сермяжко (парторге роты), где очень тепло пишет, об их дружбе и подробно рассказывает об их участии в боевых операциях.

И я задаю Ларисе Павловне свой первый вопрос.

– Как ваш дядя, наш земляк, оказался в Белоруссии?

– Родился он в деревне Усольцевой, близ Тобольска. Там и прошло его детство. Константин всегда мечтал стать врачом, поэтому после школы поступил в Тобольское медицинское училище, по окончании которого некоторое время работал фельдшером в Новосибирской области. Осенью 1939 года был призван в армию и направлен в Свердловское военно-пехотное училище. Окончив его, молодой лейтенант поступил в распоряжение Западного особого военного округа. В его центре, Минске, получил назначение в мотострелковый полк 26-й танковой дивизии. Здесь и застала его война.

Территория Белоруссии в короткий срок была оккупирована фашистско-германскими войсками. Выйти из окружения ему, как и многим другим военнослужащим, в то время не представлялось возможности, поэтому повсеместно стали возникать очаги сопротивления, перерастающие в партизанское движение.

Главную роль в его организации, особенно в первое время, играли кадровые командиры из числа «окруженцев». Лейтенант Усольцев тоже без раздумья вступил в партизанский отряд, был в нём сначала командиром взвода, а впоследствии и роты. Через неделю после начала войны – 29 июня 1941 года – вышла директива ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР партийным, советским, профсоюзным и комсомольским организациям о создании партизанских отрядов и диверсионных групп для борьбы с фашистами. С этого момента очаги сопротивления – отдельные партизанские отряды – обрели официальную форму. Стали создаваться объединённые отряды, бригады, соединения.

Всего на белорусской земле действовало 1108 отрядов численностью 370 тысяч человек. Они были многонациональны, разные по возрасту, характерам люди объединялись с одной целью – для борьбы с захватчиками.

Постановлением ЦК ВКП(б) при Государственном Комитете обороны был создан Центральный штаб партизанского движения. Начальником назначен первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии, генерал-лейтенант П.К. Пономаренко.

Во всех партизанских отрядах действовали подпольные партизаны и комсомольские организации. Нужно отметить ещё одно существенное обстоятельство: создание необходимых в то время специальных промежуточные базы, через которые шло снабжение всем необходимым для организации борьбы с врагом. На самолётах, кроме груза, дополнительно забрасывались обученные в тылу диверсионные группы.

Интересный факт. Осенью 1941 года в Тюмень был эвакуирован московский авиационный завод, выпускающий, как тогда говорили, продукцию «бесшумной авиации» – планеры марки А-7 (авиаконструктор О.К. Антонов). Завод этот размещался в центре города, в помещениях крытого рынка. Ныне это территория Областной Думы, о чём свидетельствует памятная Доска на этом здании.

На планерах через линию фронта партизанам забрасывали вооружение, боеприпасы, средства связи, медикаменты, одежду, газеты и другое. Не исключено, что таким образом снабжались и белорусские партизаны.

– Лариса Павловна, из рассказов Константина Фёдоровича, книг – этих документальных свидетельств, происходивших событий, вы хорошо знаете подробности партизанской деятельности отряда, в котором был ваш дядя. Расскажите об этом.

– Жить на оккупированной территории в течение трёх лет и ежедневно, ежечасно бороться с врагом, подвергаться постоянной опасности было, конечно, неимоверно трудно. Горьким и тревожным особенно было первое время существования отрядов. Наряду с ужасом и болью всего переживаемого, потерей своих товарищей нужно отметить необыкновенную стойкость, самопожертвование людей, защищавших свою землю, свой родной дом. Партизаны жили в лесах. Особенно трудно приходилось зимой 1942-1943 годов, когда мороз доходил до 30-35 градусов. Было много помороженных и простуженных людей.

106-4-5К тому же немцы часто блокировали отряды, прочёсывали лес с танками и артиллерией, бомбами.

Однажды послали отряд карателей в тысячу (!) человек. Среди партизан оказалось много убитых и раненых. В леса уходили и жители деревень. Однако лишённые продовольствия и одежды иногда вынуждены были возвращаться домой, но там их ждала неминуемая жестокая расправа.

Каратели свирепствовали. Однажды они окружили деревню Дубовручье, согнали всех жителей в большой сарай, забили двери, облили бензином и подожгли.

Потом спалили все дома, оставшихся детей бросали в огонь или колодец. Так было уничтожено 570 человек.

Другой пример. Несколько сот гитлеровцев напали на деревню Боровино, в которой было 200 домов, они подожгли их вместе с жителями. 700 человек погибло. Поймав одного из жителей, партизана Семёна, они вырезали ему на груди пятиконечную звезду, тело по частям обливали бензином и жгли.

Единственными защитниками в этих условиях оставались партизаны. Конечно, местное население им помогало как могло. Зная, что рискуют, они шли на это – настолько была сильна ненависть к захватчикам.

К сожалению, были среди них трусы и предатели. В это же время появился термин «рельсовая война».

Отряд совершал регулярно нападения на вражеские эшелоны в районе Минска-Борисова.

Многие десятки километров железнодорожного полотна стали постоянным фронтом борьбы.

Они минировали пути, причём, разработав новые методы подрыва: закладывали мины в разных местах железнодорожного полотна, и после взрыва не уходили в лагерь, а добивали эшелон гранатами, бутылками с зажигательной смесью. Во главе партизанских отрядов стояли опытные руководители, как правило, кадровые военные, имеющие боевой опыт.

Недавно выступая на радио, директор Российского государственного социально-политического архива А. Сорокин рассказал об имеющихся документальных свидетельствах контактов руководителей крупных партизанских соединений с командующими фронтами. А представление воинов к правительственным наградам для очень многих явилось своеобразным оправданием их пребывания на оккупированной территории.

Большой вклад в борьбу с фашистами, несомненно, внёс С. А. Ваупшасов (его псевдоним – Градов), возглавивший объединённый отряд, получивший впоследствии символичное название «Непобедимый».

– Расскажите о нём, Лариса Павловна, что вам известно, ведь под его началом не один год воевал ваш дядя.

– Станислав Алексеевич Ваупшасов, безусловно, легендарная личность, человек удивительной судьбы. Из 40 лет, отданные службе в армии и органах государственной безопасности, 22 года провёл в походах и сражениях, в партийном подполье и партизанских отрядах. Гражданская война, участие в боях за республиканскую Испанию, советско-финская и Великая Отечественная (оборона Москвы, партизанское движение в Белоруссии) войны, выполнение спецзаданий в Манчжурии во время ликвидации остатков Квантунской армии Японии, а также в Прибалтике, искореняя националистическое подполье. И это неполный перечень мест его службы.

Особая страница его биографии – участие в партизанской борьбе в Белоруссии. В марте 1942 года его спецгруппа на лыжах пересекла линию фронта, пройдя 800 километров, достигла Минской области.

Там он быстро установил тесные связи с действующими партизанскими отрядами и подпольными партийными органами. Его спецгруппа превратилась в крупный отряд, насчитывающий 700 бойцов. За период боевой деятельности отрядом Ваупшасова подорвано 187 эшелонов врага с живой силой, техникой и боеприпасами. А в тяжелых боях уничтожено значительное количество солдат и офицеров противника. И это не считая, того урока, который нанесли врагу связанные с отрядом и работавшие по заданиям его командования подпольные и диверсионные группы.

С его приходом появилась двухсторонняя связь с Москвой. Два раза в день принимали по рации последние известия и регулярно сообщали на Большую землю результаты своей работы, получали указания из Центра. Всё это помогало блестяще выполнять поставленные задачи.

С. А. Ваупшасов – Герой Советского Союза, награждён четырьмя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени и т.д.

До последних своих дней он поддерживал связь с теми, кто шёл с ним трудными жизненными дорогами, переписывался и встречался с ними.

Мой дядя вспоминал, как его бывший командир при приезде в Белоруссию, навещал своих друзей, да и двери его квартиры в Москве тоже всегда были открыты не только для ветеранов, но и членов их семей.

В беспрерывной борьбе с врагом неутомимо летело время. Наступил 1944 год. Из Москвы поступали радостные вести об успешном наступлении наших войск.

– Что же в это время, по свидетельству очевидцев, происходило в Белоруссии?

Сливаясь в единый поток, войска стремительно двигались на запад. По дорогам беспрерывно двигались колонны наших автомобилей, танков, самоходных орудий. В небе проносились эскадрильи краснозвездных истребителей и бомбардировщиков.

23 июня операция по освобождению Белоруссии под условным названием «Багратион» при наступлении 1-го Прибалтийского и трех Белорусских фронтов успешно завершилась. 6 июля советские войска вошли в Минск. Город лежал в руинах, во многих местах горели здания.Несколько ночей ещё немцы сбрасывали на него бомбы.

11 июля в лесах восточнее Минска была разбита последняя большая группа немецких войск.

В плен попало 35 тысяч солдат и офицеров. Их потом в течение целого дня вели большими колоннами по столице Белоруссии.

16 июля в Минске прошло знаменательное событие – состоялся грандиозный парад партизан.

На трибуне – первый секретарь ЦК КП (б) Белоруссии П.К. Пономаренко, командующий 3-м Белорусским фронтом генерал армии И. Д. Черняховский, секретарь Минского обкома партии В.И. Козлов, видные военачальники и организаторы партизанского движения.

До позднего вечера продолжались торжества, и раздавалось дружное «Ура!».

Но это была ещё не победа. До неё оставался почти год.

– Как сложилась после освобождения Белоруссии дальнейшая судьба партизан, Константина Усольцева?

– Через неделю после парада одни партизаны ушли на фронт, другие остались восстанавливать разрушенное хозяйство республики. Дядя тоже вскоре оказался на фронте. Воевал в Восточной Пруссии.

В августе 1946 года демобилизовался. В 1951 г. окончил Минский медицинский институт. До 1960 г. работал главным врачом республиканской психиатрической больницы в Витебской области, а затем – в той же должности в Гомеле. К боевым наградам – ордену Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны, медали «Партизану Отечественной войны» 1-й степени – прибавились трудовые, в том числе орден Трудового Красного Знамени.

В 1970 г. ему присвоили звание заслуженного врача БССР.

106-4-3Многие бывшие бойцы и командиры отрядов после войны остались в Белоруссии. Видимо, земля, за которую они сражались не щадя жизни, стала для них родной.

Таковой она стала и для моего дяди.

Хотя он всегда любил и свою малую родину – Сибирь. При жизни он часто приезжал к своей маме, моей бабушке и ко всей большой родне.

И до сих пор все мы связаны тесными узами с его потомками: сыном Михаилом, дочерями Тамарой, Валентиной и Людмилой, живущими в Белоруссии, и имеющих уже давно внуков.

Закончу рассказ словами его самого, завершавшими мемуары «Люди долга»: «Идут годы, неутомимо отодвигая события Великой Отечественной войны. Но навсегда останутся в нашей памяти те, кто жизнью своей заплатил за счастье людское, за мирное небо над головой».

 

По инициативе Брянской областной Думы в марте 2009 года Государственной Думой РФ была установлена памятная дата: 29 июня – День партизан и подпольщиков.

«Наша память идёт по лесной партизанской тропе,
Не смогли зарасти эти тропы в народной судьбе,
Боль тех давних годов в каждом сердце живёт и поныне,
В каждой нашей семье плачут малые дети Хатыни».

(Н.Добронравов).


24147