Больше, чем поэт

Когда он только показался на сцене концертного зала имени Юрия Гуляева, зрители встали и громкими аплодисментами приветствовали живого классика, великого русского поэта поколения шестидесятников Евгения Александровича Евтушенко.

Пятьдесят лет назад вечера поэзии с его участием проходили на стадионах при полных аншлагах, а имена его коллег, их творчество было на слуху и на устах интеллигенции тех лет. Судя по заполненному залу филармонии настоящая, высокая поэзия остается в зоне интересов образованных людей и современной России.

Евтушенко рассказал собравшимся о своем отце, о том, что первым его слушателем была мама, что встречи с поэтами-эмигрантами подтолкнули его на создание антологии русской поэзии ХХ века. «Я начну, пожалуй, со стихов о любви, – Евгений Александрович листает тома книг, лежащие перед ним на столике, – за которые меня и полюбили читатели, а затем перейду к гражданской теме.

«Любимая, спи, мою душу не мучай, уже засыпают и горы, и степь, и пёс наш хромучий, лохмато-дремучий ложится и лижет соленую цепь…».

Ах, как читает Евтушенко! Он преображается, его голос начинает звенеть, как струна, и явственно понимаешь, чем проза отличается от поэзии и чем рифмованные строки отличаются от высокой лирики. Он читал главу «Казнь Стеньки Разина» из своей поэмы «Братская ГЭС».

Затем Евтушенко пригласил на сцену участников вечера – народного артиста России Сергея Никоненко. «Владимир Маяковский. Вашу мысль, мечтающую на размягченном мозгу, – начал он читать поэму «Облако в штанах» – совсем не так, как заявлено в ней: «мир огромив мощью голоса», а так лирично: «глыбе многого хочется, звон свой спрятать в мягкое женское…». Меняется ритм, темп, голос, настроение чтеца.

Евтушенко сказал, что молодым поэтам надо учиться у старшего поколения. И как логическое продолжение поэмы звучит стихотворение Есенина: «Вы помните, вы все, конечно, помните…». Никоненко придает своему голосу интонации подвыпившего человека. «Теперь в советской стороне… я самый яростный … попутчик…». Паузы здесь даже более значимы, чем слова. И как бы к месту пришлось стихотворение Евтушенко по случаю юбилея Есенина.

Второе отделение начал народный артист России Игорь Скляр, который в фильме «Детский сад» играл отца Жени. Игорь читал стихи Александра Пушкина, Владимира Высоцкого, пел его песни, исполнил композицию на стихи Павла Когана «Есть в наших днях такая точность…».

Программа концерта была обширной, длилась около трех часов. Звучали песни, романсы, стихи Пушкина, Лермонтова, монолог Чацкого из пьесы Грибоедова «Горе от ума»: «А судьи кто?» – этим строкам уже более полутора веков, а как современно они звучат! «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?»

В завершение концерта выступил народный артист России Дмитрий Харатьян. Он исполнил песни Булата Окуджавы, балладу из рок-оперы «Юнона и Авось» («Ты меня на рассвете разбудишь»), и не обошелся без своей визитной карточки – песни «Не вешать нос, гардемарины!». Закончил вечер Евгений Евтушенко своим стихотворением «Репортаж с футбольного матча СССР-ФРГ. 1955 год. Москва. Центральный стадион «Динамо».


24102