Петр Дмитриевич Елесин родился 25 февраля 1915 года в с. Коктюль Ялуторовского района. В 1939 году призван в 267-й стрелковый полк 25-й армии, которую в 1941-м с Дальнего Востока перебросили на защиту Москвы.
Воевал на нескольких фронтах. Демобилизован в 1947 году.
Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, орденом Красного Знамени, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», юбилейными медалями, многими грамотами Верховного главнокомандующего И.В. Сталина.
Тридцать шесть лет проработал на Тюменском судостроительном заводе.
Умер в 1995 году.
Андрей ЛУКИЧ /фото из архива семьи Елесиных/
Битва за Москву
Шел третий год службы Петра Елесина на Дальнем Востоке, он ждал демобилизации, но судьба распорядилась иначе. Вот что вспоминал ветеран в год 40-летия Великой Победы.
– Наше подразделение в составе Сибирской дивизии двигалось в эшелоне на запад, на защиту столицы. На одной из уральских станций спешно были сформированы отдельные стрелковые лыжные бригады, которые вскоре и вступили в битву за Москву под Наро-Фоминском. Благодаря в основном сибирякам враг стал отступать. У Ржева был тяжелейший бой. Мороз под 40, земля промерзла, не окопаешься. А у немцев масса укреплений: доты, дзоты, снежные брустверы. Летают их разведчики, корректировщики вызывают на нас огонь артиллерии. От снарядов пушек и огня «юнкерсов» головы поднять нельзя. К вечеру из всей бригады нас осталось восемь человек. Меня ранило.
Освобождение Варшавы
Из госпиталя молодой офицер был направлен в Саратовское танковое училище. Год ускоренного обучения, и Петр Елесин – командир Т-34. С этой легендарной машиной, прославившейся в годы войны, он уже не расставался до самой Победы и еще два года после.
…На подступах к Варшаве противник засел крепко. Операция по освобождению польской столицы началась 14 января 1945 года. Танкистам взвода Елесина была поставлена задача прорвать оборону противника на Магнушевском плацдарме и открыть продвижение остальным войскам. Стоял такой туман, хоть глаз выколи. Самолеты не могли подняться и поддержать танкистов с воздуха. Они всё же продвинулись в тот день на 9 километров. Повсюду встречались вкопанные в землю орудия. Утром 15-го туман рассеялся, артиллеристы начали подготовку для дальнейшего пути нашим машинам и пехоте.
Экипажу Елесина предстояло прорваться к железнодорожной станции. У командира – 88-миллиметровая пушка , спаренная с пулеметом, рядом с механиком-водителем – радист-пулеметчик, на броне – двенадцать десантников-автоматчиков. Уже большая сила. Приказ – наступать. Единственный танк на максимальной скорости мчится через канавы и воронки, по нему немцы стреляют термитными снарядами, которые летят как огненные струи. В открытый люк автоматчики за башней кричат командиру: «Пушка слева! Пушка справа!». И он поливает огнем из пушки и пулемета эти точки. Механик-водитель, замечая батарею, другую огневую точку, тоже идет на них, давит, мчится дальше. Стреляют и десантники, и радист. Танк продолжает стрелять уже на станции по убегающим солдатам вермахта. Под его гусеницами и от пуль экипажа и десантников в этом районе полегла сотня противников. Подоспели остальные машины с автоматчиками и не дали уйти остаткам вражьей силы. За этот бой Петр Дмитриевич был награжден орденом Красного Знамени.
Самые трудные бои
Взвод танкистов Елесина в составе штурмовой бригады участвовал во взятии логова фашистов. В Берлине немцы шли на всевозможные уловки, устраивали ловушки, фугасы, засады в домах и нежилых объектах. На одной из улиц нужно было захватить бумажный комбинат. И вновь эту задачу из 25 машин полка командир Омельченко поручил экипажу Елесина. Он имел опыт уличных боев в Польше, при боях за освобождение Едлинска, Лодзи, взятии города-крепости Познани, за которые был удостоен ордена Великой Отечественной войны I степени, благодарственных грамот Верховного главнокомандующего.
А здесь танк напоролся на замаскированный рулон бумаги (ловушку) и потерял возможность двигаться дальше, стал мишенью для фашистских снарядов. Развернули башню в сторону стрелявших немцев, открыли огонь, но по танку был дан мощный шквал свинца. На глазах командира погиб заряжающий Смирнов. Слава богу, подошла пехота, и этот участок был очищен от немцев.
Полк еще выбивал фашистов из парка Тиргартен, из городского зоопарка и дошел до рейхстага.
Забытый подвиг?
Недавно мы виделись с дочерью П.Д. Елесина, Тамарой Петровной Баталовой. Она рассказала, что в январе 1945 года отец спас генерала М.Г. Вайнруба, за что был представлен к высшей правительственной награде. Спустя двадцать лет П.Д. Елесин прочитал в журнале «Октябрь» воспоминания Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова и решил написать ему следующее: «При наступлении нашего танкового полка на г. Лодзь одна из боевых машин провалилась в глубокую яму, заполненную водой. Командование полка для выручки танка направило несколько боевых машин, что, естественно, задержало наше продвижение вперед. В это время и подъехал к затонувшему танку генерал тов. Вайнруб выяснить причину задержки наступления. Выйдя из машины и поднявшись на дамбу, генерал и командиры были сразу обстреляны из засады засевшими в кирпичном сарае фашистами с расстояния 50–60 метров. В результате этого обстрела четыре танкиста были убиты, заместителю командира полка майору Носовскому прострелили руку, генерал был тяжело ранен.
Я, находясь рядом с генералом, под непрекращающимся огнем немецких автоматчиков стащил его на противоположную сторону дамбы под укрытие. Вскоре подоспевший полковой врач капитан по имени Петр (фамилию не помню) оказал ему медицинскую помощь. После чего генерал был отправлен на танке в тыл».
Маршал Чуйков ответил тогда через адъютанта, что письмо переслал генералу Вайнрубу. Тот, оказывается, помнил лейтенанта Елесина. Но, к сожалению, по неизвестной причине Петру Дмитриевичу высокая награда так и не была вручена, хотя семье сообщили об этом представлении.
Кстати, из документов, имеющихся у семьи П.Д. Елесина, следует, что он был дважды представлен к званию «Герой Советского Союза». Две дочери и внуки надеются, что будет восстановлена справедливость и награда найдет своего героя пусть и через 70 лет, пусть и посмертно.



