В Тюмени много памятников, посвященных Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Мой рассказ об одном из них.
…С «черным дьяволом» я познакомился близко в августе 1960 года, когда после окончания Тюменского технического училища № 2 пришел на работу в вагонное депо. Должность моя называлась осмотрщик вагонов. В обязанности входила проверка автоматических тормозов поезда. Чтобы выполнить эту процедуру, я должен был подойти к машинисту локомотива и попросить его произвести пробу тормозов. Если все было в порядке, вручал ему справку об исправности. Поэтому мы знали всех «наездников» в лицо, а те – нас.
Паровозы, которые водили грузовые поезда на Тюменском отделении, были в основном серии ФД21 («Феликс Дзержинский»). Этот исполин с конструкционной скоростью 90 км/ч выпускался в 1931–1941 годах Луганским (Ворошиловградским) паровозостроительным заводом. Было построено 3122 единицы. Решением правительства паровозы этой серии признаны основным типом для грузового парка железнодорожной сети СССР.
4 ноября 1931 года первенец отечественного паровозостроения повел из Луганска в Москву специальный поезд с делегацией, которую возглавлял секретарь заводского парткома Дорохин. Через два дня прибыли в столицу. На Казанском вокзале их встречали председатель ВСНХ (Высший совет народного хозяйства) Г.К. Орджоникидзе, нарком по военным и морским делам К.Е. Ворошилов, нарком путей сообщения А.А. Андреев. 7 ноября, в 14-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, луганских делегатов как почетных гостей пригласили на Красную площадь, где они наблюдали парад наших войск и праздничную демонстрацию трудящихся Москвы.
В 1987 году в честь трудового и боевого подвига тюменских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., а также в связи со 100-летием локомотивного депо Тюмень один из паровозов серии ФД, а именно ФД21-3031, водрузили на постамент у ДК «Железнодорожник».
За что же ему такая честь? За миллионы тонн перевезенных стратегических грузов. За спасенные жизни раненых бойцов и тысяч эвакуированных. За способность, если нужно, пойти на таран и вывести из строя вражеский бронепоезд. «Когда он на ходу, то непобедим», – так железнодорожная молва характеризовала ФД21. А еще его называли «чёрным дьяволом».
Приведу воспоминания одного из машинистов, обслуживавших этот паровоз, – Михаила Николаевича Ковязина: «…Как сейчас помню, осенью 1941 года паровоз ФД21-3031 прибыл оттуда, с Запада (депо Бологое Октябрьской железной дороги), своим ходом и привел сплотку сцепленных полдесятка паровозов. Горячий, еще не остывший после дальнего пробега. Тендер, обшива на котле пробиты пулями, осколками; раны наскоро заштопаны сваркой. Теперь ему предстояло воевать в тылу. Начальником депо работал Сергей Михайлович Пургин. Он меня вызвал и предложил принять фронтовой комсомольский паровоз. На щитах у дымовой коробки локомотива были нарисованы в развернутом виде красные знамена и крупным шрифтом написано: «Комсомольский».
Трудиться на «фронтовике» не в полную силу было совестно. Да и время настало такое напряженное, требующее полной отдачи физических и духовных сил. Шла война. И мы, комсомольцы, решили трудиться по-фронтовому. В составе бригад в то время у меня работали: машинист Георгий Агафонов, помощники – Петр Нелюбин, Игнат Гордеев, Виктор Соснин, Владимир Злобин, Георгий Симаев, кочегарами – Надя Деева, Геннадий Кичин, Фердинанд Егоров и др.
Комсомольский локомотив стал школой переквалификации, а также воспитания молодежи в суровые дни Великой Отечественной войны…».
Михаил Ковязин был награжден знаком «Почетный железнодорожник» дважды – в 1945-м и 1946 годах. Машинистом он работал в депо Тюмень с 1938-го по 1968 годы. Его ученики Г. Симаев и Ф. Егоров впоследствии стали не просто машинистами, а инструкторами.
Первый в Тюмени Герой Социалистического Труда (1959 год), кстати, был тоже железнодорожником. Это Виталий Федорович Соснин. Он работал начальником Свердловской железной дороги, а затем заместителем министра путей сообщения СССР.
В 1971 году этого высокого звания удостоился машинист тепловоза Геннадий Андреевич Кичин. Он был депутатом Верховного Совета РСФСР, позднее – председателем Тюменского городского Совета ветеранов.
Со всеми, кого назвал М.Н. Ковязин, я встречался по работе, кроме Нади Деевой (в то время женщины на локомотивах уже не работали), и могу сказать, что это были очень ответственные люди, профессионалы. Нам, молодым, было у кого учиться трудолюбию, дисциплине. Я горд, что судьба свела меня с такими замечательными людьми.



