Они остались... молодыми

В судьбе каждого человека Великая Отечественная война оставила трагический след. Не исключение и наша семья. Разрушены войной надежды на будущее, большой род лишился продолжения.

С детских лет помню на стене комнаты четыре портрета молодых парней в военной форме 40-х годов. Это старшие братья моего папы.

Лишь теперь, перейдя в зрелый возраст, я понимаю, насколько больно было моему отцу Василию Ивановичу Трофимову пережить их гибель, насколько тяжелой стала потеря для родителей и близких.

Большой и крепкой была семья Евдокии Ивановны и Ивана Михайловича Трофимовых. Пятерых сыновей, трёх дочерей поставили они на ноги. Не бедствовали даже после того, как глава семьи передал в коллективное хозяйство собственный табун рабочих коней, земельные десятины, частную маслобойню. Благодаря трудолюбию каждого в доме всегда был хлеб.

081-4-1Жизнь размеренно шла своим чередом. Но… грянул 1941-й. Мужчинам пришлось оставить родное село Бобылево, свой кров – надо было защищать общую Родину. Одного за другим призывали и братьев Трофимовых. И так же – одна за другой – шли домой тяжёлые вести…

Не дождались отец с матерью старшего сына Леонтия. В извещении о его гибели написано, что погиб 17 сентября 1943 г., похоронен в д. Кудиново Ярцевского района Смоленской области. Осталась вдовой молодая жена Стеша, не родились их дети.

Сегодня благодаря доступу к архивным данным ЦАМО многое становится известным. Но всё же мы не знаем, успел ли получить дядя Леонтий медаль «За отвагу». В приказе 711-го стрелкового полка 215-й стрелковой дивизии от 12 августа 1943 года указано: «Наградить медалью «За отвагу» стрелка 3-го стрелкового батальона Л.И. Трофимова за то, что он под сильным ружейным и пулемётным огнём противника сделал несколько проходов в колючем заграждении немцев». От даты приказа до дня гибели – всего месяц. На фотографии, которую прислал боец с фронта, Леонтий снят у стены окопа.

081-4-4В январе 43-го пропал без вести Пётр. Какие вести могли быть, если он воевал под Сталинградом... Из истории помним, что эта жестокая битва длилась более полугода. Смешались тогда в единое – небо, земля, люди, техника. В этой гигантской нечеловеческой мясорубке и погиб 24-летний лейтенант Пётр Трофимов, призванный в армию в 1939 году. Срочная служба, обернувшаяся войной, закончилась для парня в бою.

А затем в тихое сибирское село пришло извещение о том, что в июле 1944-го на Белорусском фронте без вести пропал и Михаил Трофимов. Было бойцу всего 29 лет.

Лишь четвёртый, Андрей, дошёл до Берлина. У стен Рейхстага он ликовал с друзьями-однополчанами. Вместе с ними, одолев долгие километры фронтовых дорог, испытал радость Великой Победы. А в родную деревню Бобылево герой вернулся в 1948 году. Армейская служба в поверженной Германии продлилась для него ещё три года. На груди молодого воина блестели медали за освобождение Праги, за взятие Берлина, множество других политых потом и кровью дорогих наград.

081-4-3Моему отцу Василию Ивановичу в марте 45-го исполнилось 15 лет. Понятно, что на фронте он не был. Но душевная рана, нанесённая войной, была очень глубокой. Все годы своей жизни папа дорожил дружбой с оставшимся в живых братом Андреем. При встречах мужчины часто вспоминали годы, когда все ещё были живы. Наливали по сто граммов, выпивали, не чокаясь, и смахивали с лица скупые слёзы.

«…Бои не затихают. Немцы рядом, даже слышны их голоса. Не знаю, останемся ли в живых. Так хочется домой, к вам, мои родные…», – писал на обрывке жёлтой бумажки в короткую минуту между атаками рядовой Леонтий Трофимов.

И родители хранили треугольники от сыновей, молились за их здравие, надеялись на чудо. Могла бы по-прежнему быть сильной и дружной семья Трофимовых, рождались бы у сыновей их дети. Но война, проклятая война...

За освобождение родной земли от фашизма отдали молодые жизни Леонтий, Михаил и Пётр Трофимовы. Не дожил из-за тяжёлой болезни даже до 40-й годовщины Победы ветеран войны Андрей Трофимов… Светлая им память.

Исетский район.


23853