Отправляясь на фронт в первые дни войны, отец Николая наказал сыну заботиться о матери и младшей сестренке. В свои 16 лет парень был уже вполне самостоятельным человеком: закончил семилетку в родной деревне Малое Юрьево Муромского района, что на Владимирщине. Выучился на бухгалтера и стал работать счетоводом на заводе в Муроме.
В действующую армию Николай Михайлович Борисов был призван в августе 1942 года. Прошел краткосрочный курс младших командиров и в числе семисот курсантов был направлен на Ленинградский фронт. По Ладожскому озеру, по так называемой Дороге жизни, подразделение совершило ночной 32-километровый марш-бросок до места назначения в блокадном Ленинграде. Начались нелегкие фронтовые будни Николая Борисова, минометчика-наводчика, командира расчета стрелкового полка 162-й Краснознаменной дивизии, входившей в состав II Ударной армии, командовал которой И.И. Федюнинский.
Николай с фронтовыми товарищами держал оборону Ленинграда, городов Пушкин, Колпино, Пулковских высот. Участвовал в кровопролитных боях за Синявинские высоты, а когда в январе 1944 года наши войска перешли в наступление, освобождал Ораниенбаум, Гатчину, Псков.
А Ригу Николай освобождал от врага, уже будучи помощником командира минометного взвода 863-го полка в составе III Прибалтийского фронта, это была Прибалтийская стратегическая операция, разработанная генералом армии И.Х. Баграмяном и блестяще осуществленная под его руководством. Взвод Николая действовал в первых рядах наступающих вместе с пехотой. Жаркий был бой. «За взятие Риги в середине октября 1944 года, – вспоминает Николай Михайлович, – нашему полку указом Верховного главнокомандующего И.В. Сталина была объявлена благодарность и присвоено звание «Рижский».
После освобождения Риги завязались бои с Курляндской группировкой немецко-фашистских войск. Противник оказался «в котле» – по суше пути для отступления ему были отрезаны нашими наступающими силами, морским путем отступить не получалось – не было транспорта. Немцы отчаянно оборонялись, надеясь на спасение морем, продвижение наших войск на этом участке застопорилось. Окончательно группа армий «Курляндия» сложила оружие лишь после 9 мая 1945 года, когда Германия капитулировала.
Николай Михайлович вспоминает: «В тех боях я был ранен в правую руку. Ранение показалось пустяковым. Медсестра Валя Кононова туго перевязала рану, и я продолжил бой, от госпиталя отказался. Потом, правда, оказалось, что ранение не такое уж легкое, встал вопрос даже об ампутации. Но молодость и горячее желание оставаться в строю победили. За войну был дважды ранен и один раз сильно контужен».
День Победы Николай встретил в Прибалтике. Ликование было недолгим. Утром следующего дня вновь раздалась команда: «к бою»! А по-настоящему война для старшего сержанта Николая Борисова закончилась осенью 1946 года. Возвращался солдат на Родину с наградами на груди: две медали «За отвагу», медали «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда», орден Отечественной войны. А еще были две благодарности от Верховного главнокомандующего И.В. Сталина.
И хоть знали мама Марфа Петровна и сестра Женя из солдатских писем, что Николай остался жив, и ждали его с нетерпением, встреча получилась неожиданной. Путь солдата в родное Малое Юрьево лежал через райцентр Муром. Решил Николай заглянуть на колхозный рынок и в торговых рядах увидел земляков, а среди них – маму. Подошел к ней, спросил: «Почем картошечка?». Мать не узнала сына: вырос, раздался в плечах, даже голос изменился. Односельчане говорят: «Марфа Петровна, это ведь ваш Николай!». А она даже обиделась: «Не надо так шутить!». Но когда признала, чуть сознания не лишилась.
Демобилизованному всего 22 года. На семейном совете решили, что Николаю следует продолжить учебу. Далеко не поехал, поступил в Муромский судомеханический техникум. Жил в общежитии, но часто наведывался в родной дом. Мама чем могла помогала. В обратную дорогу каждый раз старалась дать побольше картошки, капусты, другой деревенской снеди. Знала, не всем студентам родные могут помочь и что сын непременно поделится продуктами с товарищами.
В один из приездов на выходной состоялась нечаянная, но судьбоносная встреча. Вечером Николай зашел в правление колхоза, там шло комсомольское собрание. В кругу парней и девчат Николай увидел незнакомую красивую девушку. Спросил у кого-то: кто такая, как зовут? Оказалось, Зоя Кокунова по поручению Муромского райкома комсомола помогала сельским комсомольцам провести комсомольское собрание. После собрания ребята не торопились расходиться, нашлись темы для разговора. Стемнело. Молодежь вызвалась всей гурьбой проводить Зою до соседней деревни. Но Николаю так понравилась девушка, что он подошел к ней и попросил разрешения лично сопровождать ее.
Дорога была недолгой, но о многом успели переговорить. Чем больше молодой человек узнавал об этой девушке, тем больше она нравилась ему. Такая молоденькая, 18 лет, а уже член партии, работает в Муромском райфинотделе и учится заочно в Московском финансово-кредитном техникуме. Нашелся предлог для новой встречи: Зоя не могла найти одно учебное пособие, Николай постарался достать и принес его девушке прямо на работу.
Николай не сомневался, что нашел свою половинку, и в январе 1950 года сделал ей предложение. Зарегистрировали брак 26 января. А 27 января официально считается Днем снятия блокады Ленинграда, участником прорыва которой был Николай. Вот так причудливо переплетаются события счастливой мирной жизни с событиями суровой военной поры.
Сыграли веселую деревенскую свадьбу, молодая жена стала жить в семье мужа. Приветливая, заботливая, трудолюбивая, она пришлась по сердцу и Марфе Петровне, и золовке Жене. Через год родилась дочка Любочка. А тут и учеба Николая завершилась получением диплома техника-механика и направлением на работу в Тюмень на судостроительный завод.
Как только устроился Николай, перевез на новое место жительства всю семью. Марфа Петровна присматривала за Любочкой, Зоя Павловна, встав на партийный учет, была направлена на работу в недавно организованный трест «Тюменьоблстрой», который остро нуждался в кадрах, заместителем главного бухгалтера. Сестра Николая Михайловича Женя тоже не осталась без работы, устроилась станочницей на Тюменский литейно-механический завод.
Так и жили дружно да ладно. На пенсию Николай Михайлович вышел в 1993 году, отдав Тюмени 42 трудовых года. Сейчас, в канун 70-летия Великой Победы, ему идет девяносто первый год, но ветеран продолжает вести общественную работу.
Он активный член группы военно-патриотического воспитания подростков в городском клубе «Ветеран», проводит беседы в школах, библиотеках. Очень любит в меру сил поработать на дачном участке, ведь вырос он в селе, у него в крови любовь к земле-матушке, к физической работе на ней.
Николай Михайлович – счастливый дедушка. Дочь Любочка, а ныне Любовь Николаевна, подарила ему любимого внука Андрея. Теперь Андрей вырос и порадовал деда тремя правнуками.
Надо ли говорить, как любит седовласый ветеран своих правнуков, внука Андрея, его жену Леночку, и они отвечают деду-прадеду еще более горячей любовью. В январе 2015 года супруги Николай Михайлович и Зоя Павловна Борисовы отметили 65-летие супружества. На вопрос, в чем секрет их долгой счастливой жизни, оба, не сговариваясь, отвечают: а никакого секрета нет, просто надо любить, жалеть друг друга, заботиться о близких. Как они, Николай и Зоя, в свое время позаботились о своих стариках-родителях, так теперь ежедневно, ежечасно ощущают заботу детей. Важно, чтобы эта цепочка добра не прерывалась.



