Я часто смотрю на портрет своего отца: молодой человек в военной форме, кокетливо сдвинутая набок пилотка, на груди ордена и медали, задорный, улыбчивый взгляд. На обороте надпись: «1946 год». Таким я его не знала, потому что родилась в 1954 году…
Всю войну прошел мой отец в составе 7-го воздушно-десантного корпуса 34-й гвардейской Енакиевской Краснознаменной ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии.
Георгий Петрович Кузнецов. Год рождения 1922-й. Это поколение вынесло на своих плечах все тяготы и невзгоды Великой Отечественной войны и победным маршем дошло до Берлина!
Не знал простой русский парень из деревни Артамоново Абатского района, когда работал в поле от зари до зари трактористом и комбайнером, что скоро придется ему, испытав все невзгоды и тяготы, ранения и горечь утрат, в кровопролитных боях дойти до Вены, освобождая Европу от немецко-фашистских захватчиков.
С первых же дней войны Кузнецова призвали в ряды Красной Армии. Физически развитый, крепкий, Георгий был зачислен в 7-й воздушно-десантный корпус для заброски в немецкий тыл. Многокилометровые пробежки, прыжки с парашютом, навыки рукопашного боя – все это пришлось пройти, чтобы стать отличным бойцом. Закалить не только дух, но и тело.
Вскоре корпус был полностью укомплектован командным составом. Личный состав его пополнился до штатного расписания за счет молодых солдат из различных областей Сибири. Командовал корпусом генерал-майор Губаревич.
К началу января 1942 года корпус был готов к боевым действиям. Однако Верховное Главнокомандование не ввело его в бой, имея на то свои соображения. Летом, когда осложнилась обстановка на одном из участков фронта, ставка Верховного Главнокомандующего передислоцировала корпус в 34-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Младшему сержанту Кузнецову до конца войны пришлось воевать в составе 107-го гвардейского стрелкового полка, которым командовал гвардии полковник Цыганков.
В августе 1942-го гвардейская строевая дивизия прибыла в распоряжение командующего Сталинградским военным округом генерал-лейтенанта Герасименко и выгрузилась под Астраханью. Свое боевое крещение заряжающий минометного расчета младший сержант Георгий Кузнецов принял в ожесточенной схватке с превосходящими силами немцев при освобождении калмыцкого села Яшкуль. Минометчики своим огнем поддержали перешедший в атаку третий батальон, который закрепился на новых, отвоеванных у немцев позициях.
В этом бою отличился минометный расчет командира отделения старшего сержанта Маховикова из села Максимово Абатского района, уничтоживший несколько огневых точек противника. А младший сержант Георгий Кузнецов получил сквозное ранение левой ноги, однако от госпиталя отказался, продолжал воевать. На всю жизнь запомнил фронтовик тяжелые уличные бои за освобождение города Элисты.
В ночь на 1 января 1943 года после мощной артиллерийской и минометной подготовки гвардейцы 34-й стрелковой дивизии прорвали сильно укрепленную оборону немцев, ворвались в город и освободили столицу Калмыкии.
Наступление наших войск успешно продолжалось. 22 января 1943 года дивизия совместно с другими частями фронта освободила Ростов-на-Дону. В ходе тяжелых уличных боев Георгий снова был ранен, теперь уже в правое плечо, и месяц находился в медсанбате. Вернувшись в часть, освобождал от захватчиков Кривой Рог, Таганрог, другие города и села. Пол-Европы прошагал гвардеец Кузнецов, сметая фашистскую нечисть с территории Молдавии, Бессарабии, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Австрии.
Десятки раз смотрел в лицо смерти, но всякий раз пули пролетали мимо отважного гвардейца. Везло ему, потому что был он смел и находчив, потому что верил в Победу и стремился к ней. А еще Георгий очень хотел вернуться невредимым к своей жене Полинке, Полиночке, которая ждала его пять долгих лет в далекой сибирской деревне. Ее письма, теплые и нежные, согревали солдатскую душу, давали силы и надежду.
Четыре года провоевал Георгий Петрович. На всю жизнь осталось в памяти фронтовика участие в Яссо-Кишиневской операции – одной из самых крупных по своему стратегическому и военно-политическому замыслу.
После окончания войны Кузнецов еще год служил в Германии. Демобилизовался в конце 1946 года и приехал в Ишим. Сменив армейскую серую шинель на синюю милицейскую форму, охранял общественный порядок. 27 лет прослужил старшина Кузнецов в горрайотделе милиции: командиром отделения, помощником командира взвода. За хорошую работу в борьбе с преступностью награжден медалями «За безупречную службу» и «Ветеран труда».
Много добрых дел на счету фронтовика Георгия Кузнецова: работа на полях колхоза «Новая жизнь», беспощадная борьба с фашистскими захватчиками, защита чести и достоинства, жизни и здоровья наших граждан.
Более полувека хранил фронтовик двенадцать пожелтевших от времени благодарностей от Верховного Главнокомандующего, а также боевые награды: орден Отечественной войны, орден Славы 3-й степени, две медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Вены», «За взятие Будапешта» и другие.
А сейчас эти награды с гордостью хранят его внуки, потому что 8 июня 2001 года перестало биться сердце солдата… Внуки гордятся своим дедом, так как считают, что его жизненный путь – достойный пример для подражания.
P.S. Отец не любил делиться воспоминаниями о войне. Они были для него очень тягостными: нередко на глаза накатывались слезы, т.к. с годами гибель товарищей воспринималась все острее. Ему казалось, что многие из них могли бы избежать смерти, если бы события развернулись иначе… Если кто-то из однополчан Георгия Петровича Кузнецова читает сейчас эти строки, прошу позвонить по тел. 8-992-30-31-538.



