23 апреля читающее человечество отметило День книги.
Напомнить тюменцам об этом событии, как всегда, взялась кафедра издательского дела и редактирования ТюмГУ – вместе с друзьями и единомышленниками, среди которых известные писатели, крупные издатели, главные редакторы средств массовой информации. В рамках фестиваля "Всемирный день книги – 2015", который организаторы посвятили Данте Алигьери и первому сибирскому редактору Панкратию Сумарокову, состоялся форум "Тюменское книгоиздание как часть национальной культуры".
Разговор получился одновременно и праздничным, и грустным. Праздничным – потому что прошел под знаком 95-летнего юбилея Тюменского дома печати, старейшего издательства региона. Оно ведет свою историю от первой в городе государственной типографии, которая заработала в мае 1920 года.
С тех пор предприятие "профессионально портило бумагу", как пошутил его директор Лев Нежданов. Свое нынешнее название Дом печати обрел 35 лет назад. В 1980 году был сдан производственный корпус на пересечении улиц Профсоюзной и Циолковского, через год заработал редакционно-издательский корпус – высотка, чей мозаичный фасад глядит на улицу Осипенко. Дом печати гордится, что первым среди региональных издательств перешел со "свинцовой технологии" на офсетную печать газет, в том числе центральных – макеты передавались по фототелеграфу. Типография была частью государственной издательской системы, и в 80-е годы ей выпало печатать книги серии "Мир приключений", которые распространялись на территории всей страны. А после что только не сходило со станков – и избирательные бюллетени, и продуктовые талоны… Сегодня Дом печати является частью крупнейшего полиграфического холдинга России, который объединяет 24 типографии. Современное оборудование позволяет выпускать не только печатную продукцию, но и, например, картонную упаковку. Для пиццы, печенья, конфет… Участникам форума хочется верить, что, несмотря на конкуренцию со стороны компьютера, Интернета, мультимедийных технологий и разных видов "модного" досуга, бумажная книга не умрет. Но даже если это случится, Тюменский дом печати сумеет найти себя в новых условиях… Впрочем, Нежданов считает, что Евгений Гришковец поторопился сочинить пьесу "Прощание с бумагой", то есть с книгами, "рукописями, письмами, туристическими картами, которые мы держим в руках, а не открываем на айфоне", со звучным и вкусным словом "клякса", с почерком как проявлением человеческой индивидуальности, в общем, с частью привычного образа жизни… "Мы не прощаемся с бумагой", – настаивает директор.
Ему вторит Наталья Завитневич, руководитель молодого издательства "Олмарпресс", выпускница кафедры издательского дела и редактирования – профессионал новой формации. На вопрос модератора форума писателя-краеведа Александра Петрушина: "Как вы себя чувствуете в условиях конкуренции?" – Наталья отвечает: "Замечательно… Наша первостепенная задача состоит не в том, как взять новые заказы, а в том, как научиться грамотно с ними справляться…" Она с удовольствием демонстрирует эксклюзивное издание "Конька-Горбунка", иллюстрированное рисунками тюменских школьников и сшитое вручную – технология, которая "позволяет уйти от браковки печатных листов".
Значит ли это, что у всех все хорошо? В сегодняшних экономических условиях, в ситуации, когда государственное финансирование уменьшается и будет уменьшаться дальше, как предрек заместитель директора департамента информационной политики Сергей Белкин... В прошлом году в Тюменской области (юг и округа) был поставлен издательский антирекорд – свет увидели книги 662 наименований общим тиражом 191 тысяча экземпляров (против 860 и 300 тысяч в 2013 году). Меньше было только в 2001-м, когда издательская индустрия только-только набирала обороты… Вообще-то тиражи упали по всей России – просто общие цифры так велики, что их уменьшение не выглядит катастрофическим. Но профессора Наталью Дворцову, заведующую кафедрой издательского дела, тревожит прежде всего ситуация в тюменском книжном деле. Она призывает местных издателей быть активными, социально ориентированными. Почему книга Анны Неркаги вышла тиражом 30 экземпляров, будто "самиздат" начинающего автора, да и то в Екатеринбурге? Почему никто в Тюмени не захотел ее переиздать? Почему наши издатели не торгуют книгами через Интернет? Почему не выпускают электронных книг?
Возможно, потому что в главном за эти годы у нас ничего не изменилось – в Тюмени есть издательский рынок, но нет книжного. Деньги издателю приносит заказчик, а не читатель, и тюменская книга – это продукт, но не товар. Исключения из правила только подтверждают правило. Трудно сейчас всем – и тем, кто издает на заказ, и тем, кто наполняет книжные магазины. Дорожают бумага, краски… Тюменским бизнесменам приходится конкурировать не только между собой, но и с издателями из других регионов, скажем, из Екатеринбурга, где объемы продукции больше, а значит, цены ниже… Единственный способ выжить, настаивает директор Тюменского издательского дома Алексей Двизов, это оптимизация и консолидация. Оптимизация предполагает сокращение всех расходов, без которых сегодня можно обойтись. Легко представить, что это может означать на практике. Интересные проекты будут свернуты, издания с многолетней историей – закрыты, кто-то потеряет работу… Но бизнес выживет. Чтобы в будущем появились новые проекты, издания и рабочие места. Выживет – если удастся осуществить второй пункт плана и договориться с конкурентами о разделе тающего пирога… Задача непростая. Издатели не любят договариваться – это показала еще научно-практическая конференция "Пути развития и повышения конкурентоспособности книгоиздания в регионах Российской Федерации", которая состоялась в Тюмени осенью 2012 года.
Но дело свое (с шелестом страниц, запахом свежей типографской краски и волнующим ожиданием чуда, которое таится под обложкой) любят все, кто так или иначе причастен к рождению тюменской книги. Писатели и редакторы, издатели и чиновники, готовые в меру сил им помогать, пропагандисты чтения, педагоги, студенты и школьники, которые из года в год участвуют в конкурсе "Книжных дел мастер", а теперь приходят учиться в медиастудию "Издательский стартап"… Если есть люди, которым не все равно, значит, и тюменская книга будет. Несмотря. Вопреки. Невзирая. Благодаря тем, кто не готов сдаться…