Повелитель Музыки

«Георгий Свиридов – явление прежде всего национальное, и как таковое – явление мирового масштаба, интересное всем».

В этом году отмечается столетие гениального композитора, пианиста, мыслителя Георгия Васильевича Свиридова. Русская земля подарила миру великое множество гениальных людей, вышедших из глубины народной жизни.

Георгий (Юрий) Васильевич Свиридов родился в небольшом городе Фатеж Курской области в семье крестьян. В книге «Музыка как судьба» он показал свои истоки и корни, живую историю своей жизни и след ее на земле. Свиридов с самого раннего детства пристрастился «к слову как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира».

Его учителями, помимо школьных, стали русские классики: Лермонтов, Пушкин, Жуковский, Державин, Тютчев, Некрасов, Майков, Толстой, Фет, Достоевский, Блок, Есенин, Клюев, Хлебников. Свиридов дает им такую характеристику: «Они пели Человека, благородство его страстей, пели Россию, ее народ, пели кормильца – крестьянина, пробуждая в нас чувство сострадания к ближнему. Пели Природу – видимый символ бессмертия и вечного обновления жизни, пели Любовь, пели Бога своего Иисуса Христа, в котором слилось все это…». Слушая музыку Свиридова, читая его дневники, задаешься вопросом: почему мы избирательно подходим к музыкальным и литературным произведениям разных авторов?

Объяснить этот феномен социальным, нравственным опытом человека мне представляется явно недостаточным. И какие бы исследования ученые ни проводили на предмет влияния на человека Слова и Музыки, они не могут адекватно объяснить, почему от стихов и музыки некоторых авторов человек начинает волноваться, страдать и радоваться или, наоборот, равнодушно созерцает и перестает слушать музыку. Это не познаваемая до конца «трансцендентная сущность», и, как признался в одной из своих записей Свиридов: «Ответить на вопрос я не в силах». В музыке Свиридова целостно, органично, на равных присутствуют вера, чувство, разум. Мыслитель искал ответы на многочисленные вопросы, поставленные современной жизнью. Философия, история, политика, проза и поэзия, отечественная и зарубежная литература, живопись, театр, кино, архитектура на протяжении всей жизни были предметом познания, постоянных размышлений Свиридова. Он писал: «Духовный мир может быть очень прост и вместе с тем очень глубок. Божественная простота, мироздание для нас непонятны из-за их непостижимости».

Мое знакомство с музыкой Свиридова началось с шестого класса. Учитель физики был фанатом русской классической музыки, особенно творчества Свиридова, и приобщал учеников к ее пониманию. У него имелось большое количество пластинок. Он заставлял детей слушать оперу «Борис Годунов», «Женитьбу» Мусоргского или концерт для хора «Пушкинский венок», кантаты из Клюева, Блока, Есенина, «Курские песни», «Деревянную Русь», романсы и песни на слова русских поэтов Свиридова и высказывать свое мнение, передавать свои ощущения от услышанного. Смешно вспоминать, о чем мы, сельские мальчишки, впервые услышав музыкальные шедевры, говорили! Многие из нас научились играть на баяне, фортепьяно, гитаре и на всю жизнь полюбили музыку Георгия Свиридова.

Постигая духовный мир великого композитора, мы сталкиваемся с его христианской позицией по отношению к миру, к отдельным людям, к обществу в целом. Пытаясь постигнуть смысл христианского учения, мы приходим к пониманию того, что «этот мир не ведает раздвоения, какого-либо внутреннего противоречия. Это линия, устремленная в бесконечность». В соотношении синтеза веры, чувства, разума пульсирует дух творца, созидателя гармонии мира. В книге «Музыка как судьба» Свиридов, анализируя творчество выдающихся композиторов разных эпох, таких, как Мусоргский, Глинка, Моцарт, Бах, Чайковский, Рахманинов, Бетховен, Вагнер, Бизе, Шуман, Шуберт, Шопен, Шостакович, Стравинский, видимо, искал в их музыке триаду (веру, чувство, разум), приводящую к гармонии, «освежению, обновлению мира». Вот лишь некоторые суждения его о русских композиторах ХIХ и ХХ веков. «Для меня лично «Хованщина» Мусоргского является величайшим, быть может, произведением музыкального искусства». О В. Гаврилине: «Его искусство глубоко трогательно, оно направлено прямо к душе человека, к лучшему в ней. Оно стремится вызвать в человеке чувство сострадания к чужой беде, чужой боли и тем очистить свою душу. Это искусство высоких нравственных начал удивительной красоты».

Как мыслитель Свиридов интересовался изменениями в культуре, духовной жизни, происходящими в Европе и России. Его постоянно тревожила вестернизация (западнизация) России, убегающая от себя, стыдливая и в то же время великая по своей духовности русская культура, ее подражательность западной цивилизации. Русская культура высоконравственна, мистична, таинственна и до сих пор привыкла исторически учиться рационализму у Запада, не ведая при этом, что важнее сочетание веры, ума и сердца, чем бессердечный ум, могущий натворить много бед в России и мире.

Холодный, расчетливый рационализм и эгоизм, аморальность правителей и граждан европейских стран с их реформами, события, происходящие на Украине, подводят нынешний мир к ужасной катастрофе. И приходится удивляться российским либералам-западникам, их устремленности навязать людям западные ценности, их стыдливости за восточную мистичность своей души. В безумных поисках западных эталонов культура в России меняется не в лучшую сторону. Патриот Свиридов выступал и писал о разрушении русской культуры. В связи с этим процитирую небольшой фрагмент его статьи: «За свою жизнь, особенно за последние годы, я насмотрелся на изображения всяческого порока и зла в разных видах искусства; изображая многослойную толщу ее народа скопищем дремучих хамов, жуликов и идиотов, коверкать сознательно, опошлять ее гениев – на это способны лишь люди, глубоко равнодушные или открыто враждебные Родине. Это апостолы зла, нравственно разлагающие народ с целью сделать его безликим стадом». Не угрожают ли нынешние распри между державниками и либералами-демократами, современными славянофилами и западниками целостности России? Поэт В. Кочетков дал свое определение мировоззренческим распрям.

Нашу русскую боль не изменит Восток,
И на Запад не стоит бежать за советом.
Здесь, на этой земле, наш исход и исток,
Надо помнить об этом…

Все ли мы помним об этом? У некоторых людей вновь амнезия. Георгий Свиридов своей музыкой, ярким словом, патриотической позицией всегда помнил о своих истоках, помнил, что мир сотворен ради человека и сотворен он не только словом, но и рукой, и разрушать его великий грех. В своих письмах к многочисленным корреспондентам (с ним стремились общаться многие выдающиеся люди планеты) композитор писал о социальном развитии России в ХХI веке на основе соборности, великой русской культуре, гуманизме и этике ненасилия.

Свиридов напоминает о себе ежедневно, когда начинается заставка из его гениальной сюиты «Время, вперед!» на первом телевизионном канале. Недавно канал «Культура» в передаче «Вспоминая великую певицу» показал фрагмент концерта Елены Образцовой, исполнившей песни и романсы на стихи русских и советских поэтов на музыку Георгия Свиридова. За фортепиано был сам композитор (запись 1976 года). Прекрасное зрелище! Елена Васильевна, чудесным голосом поющая великую музыку Георгия Васильевича, покорила зал. После каждой песни ее награждали цветами, она делила их на две кучки – для Свиридова и для себя. Я сидел один в комнате, смотрел и думал о двух великих подвижниках русской культуры, которых знают и ценят во всех цивилизованных странах мира. И аплодировал им вместе со всеми зрителями.

Родина высоко оценила заслуги народного артиста СССР Георгия Васильевича Свиридова. Он был удостоен звания Героя Социалистического Труда, стал лауреатом Сталинской, Ленинской, Государственных премий.


23635