Партизанские тропы Николая Авсиевича

70 лет назад, в мае 1945 года, была поставлена точка в самой кровопролитной войне ХХ столетия. Народная память об этой трагедии живет в воспоминаниях участников жестоких боев за каждую пядь русской земли, медсестер из полевых госпиталей, тружеников тыла. Она живет в их детях, внуках и правнуках. За 70 лет мирной жизни были изданы тысячи книг, посвященных этим страшным событиям. Казалось, что еще можно сказать о Великой Отечественной войне. И все же каждый человек, которому пришлось пройти через жернова войны, видел это по-своему.

Николай Кузьмич Авсиевич, ветеран Великой Отечественной войны и в прошлом работник АО «Транснефть – Сибирь», узнал, что такое война, 14-летним парнишкой:

– Слышу, за лесом грохочет что-то, а дед говорит, это, внук, война началась… Что такое война, спрашиваю у него. А он со страхом смотрит в сторону, откуда доносятся раскаты грома, и повторяет, война началась. Так и не понял тогда, что это – война.

Осознание этого страшного слова пришло позже, когда фашисты пришли в родное белорусское село Николая. Дурная слава о зверствах, которые немцы учиняли над мирными жителями, достигла деревеньки задолго до их появления. Поэтому все мужское население, в том числе и подростки, приняло решение уйти в лес.

Первое время партизаны занимались поиском оружия, которое, отступая, бросали солдаты Советской армии за неимением боеприпасов. Так, первой находкой Николая Авсиевича стал автомат, потом – три винтовки. Только пользы от этих трофеев без патронов было мало. И все равно собирали и прятали – чтобы ничего не досталось врагу.

Уже после, когда была налажена связь между партизанами и действующей армией, лесные защитники участвовали в диверсиях по подрыву железнодорожных путей, нанося тем самым оккупантам существенный урон. Это сильно злило фашистов, поэтому с партизанами расправлялись очень жестоко. Территорию постоянно прочесывали. Но у местных жителей было одно неоспоримое преимущество перед захватчиками – они хорошо знали окрестные леса и болота. К сожалению, не всегда это помогало избежать опасности. Однажды кто-то из своих сообщил немцам, где разместился партизанский штаб (его организовали в родном селе Коли Авсиевича, напротив родительского дома). Так деревня попала под вражеский огонь.

В тот страшный день Николай Кузьмич потерял отца. Он работал на токарном станке под навесом и не слышал приближающихся самолетов, поэтому не успел спрятаться. Партизаны отомстили за смерть односельчан – сбили один из бомбардировщиков, за что и поплатились. На следующее утро небо опять почернело от немецкой авиации.

Сразу после бомбежки немцы стали зачищать территорию – тройной цепью с собаками прочесывали окрестные леса и болота. Коле чудом удалось спастись на озере. Дед надоумил мальчишку спрятаться под плотным слоем ряски.

– Забрался в воду, один нос торчит, – вспоминает ветеран. – Слышу, рядом немцы идут. Собаки меня учуяли, давай лаять. А неподалеку утки плавают. Фашисты подумали, что это на них собаки срываются. Перестреляли всех пернатых и дальше пошли. Так я жив и остался.

В 1944 году, когда Советская армия освободила оккупированную Беларусь от фашистов, Николая Кузьмича определили в железнодорожные войска, в часть спецсвязи. С этого момента главной задачей бывшего партизана стала доставка секретной почты на передовую.

Известие о капитуляции Н.К. Авсиевич встретил в Польше. Сразу после этого их часть перебросили в Германию – контролировать пересылку токарных станков в Калугу. Демобилизовался Николай Кузьмич в 1947 году. Но зажить спокойной жизнью в родном селе не получилось. Комсомол отправил фронтовика Авсиевича в далекую Тюмень – поднимать производство. Здесь ему довелось поработать и в лесной промышленности, и в КГБ. Но самые памятные годы связаны с нефтепроводным транспортом. Этой сфере Николай Кузьмич отдал 18 лет трудовой жизни. В отрасль он пришел в 1966 году, как раз был запущен в эксплуатацию нефтепровод Шаим – Тюмень. Всю трассу пришлось пешком исходить – он трудился в ремонтной бригаде. Гораздо позже, когда было сформировано Тюменское управление магистральных нефтепроводов, его перевели на должность инженера аварийно-ремонтной службы УМН.

Сегодня грудь ветерана Великой Отечественной войны Николая Кузьмича Авсиевича украшают фронтовые и юбилейные медали. Среди них самая дорогая сердцу награда – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной вой-не 1941 –1945 гг.».


23633