Из воспоминаний ветерана Ялуторовского лесозавода Т.А. Матушкина «Вклад завода в победу в Великой Отечественной войне», хранящихся в фондах ГАУК ТО «Ялуторовский музейный комплекс»
Весна 1941 года выдалась полноводной. По прогнозу гидрометеорологов, уровень воды в реке Тобол у Ялуторовска мог подняться на 915 см. Лесозавод готовился к борьбе с наводнением. Была создана специальная комиссия, установили круглосуточное дежурство у реки, были сформированы спасательные бригады.
Все эти меры не оказались излишними. К 11 мая уровень воды поднялся на 8 метров. Начало затоплять территорию завода. Производство остановилось. А наводнение продолжало бушевать. Размыло железнодорожные насыпи. Работа завода была надолго парализована. Восстановить разрушенное стихией за короткое время не представлялось возможным. Но нагрянувшая внезапно всенародная беда продиктовала свои сроки.
22 июня 1941 г. по инициативе комитета комсомола и спортивной секции предприятия решено было провести в роще Декабристов большой общезаводской спортивный праздник. Руководство праздником было возложено на председателя спортивной секции Т.А. Матушкина и секретаря комитета комсомола Л.С. Анисимова.
В кроссе, например, принимали участие почти все рабочие в возрасте от 18 до 50 лет. Программой была предусмотрена и сдача норм ГТО.
В этот солнечный воскресный день в роще собрался, можно сказать, весь коллектив завода. После завершения спортивной программы начались интересные, увлекательные игры и массовое гулянье. Но праздник был прерван сообщением о вероломном нападении фашистов на нашу страну.
По решению партбюро и комитета комсомола всех комсомольцев привлекли к информированию трудящихся микрорайона о митинге, который состоялся на стадионе лесозавода. Митинг открыл тогдашний директор Н.Г. Адаменко. В конце своего выступления он сказал: «Коллектив завода должен приложить все усилия для быстрой победы над врагом». На митинге выступили Т.А. Матушкин, А. Олюнин и другие. Уверенностью в победе дышало каждое выступление. В тот же день в военкомат были поданы сотни заявлений рабочих завода с просьбой немедленно отправить их на фронт.
В первые же дни войны с завода на защиту Отечества ушли почти все мужчины. Среди них были обрезчики лесопильного цеха И.П. Суворов, А.Е. Павлинов, П.А. Харитонов, Н.В. Зубарев, рамщики В.С. Заварзин, А.И. Диев, П.П. Вешкурцев, М.И. Шаляпин, Ф.П. Карманов, мастер биржи сырья А.П. Осинцев и многие другие. Всего за время войны с завода были призваны 438 человек.
Не всем довелось вернуться в родной город после победы. 147 посланцев лесозавода отдали свои жизни в борьбе за независимость Родины.
Предприятие, полуразрушенное наводнением, оказалось без своей ударной силы – без мужчин. Их место заняли женщины, старики, дети.
Предприятие за несколько дней перестроилось на выпуск продукции для фронта.
Из-за недостатка кадров пришлось перейти на двухсменный режим с десятичасовым рабочим днем. Но и в таких условиях люди трудились поистине героически. Девушки-комсомолки взяли шефство над новичками. Не уступали молодым и старики. Например, Михаил Семенович Лысов, которому тогда уже перевалило за шестьдесят, придя на завод, заявил: «Три моих сына защищают Отчизну, а я буду работать столько, сколько нужно для полного разгрома фашистских захватчиков».
Вместе с Лысовым пополнили поредевшие ряды рабочих завода пенсионеры Н.Д. Девятков, Ф.М. Гилев, П.А. Гилев, много женщин. Все они были охвачены одним желанием – своим трудом посильно помочь нашей армии быстрее разгромить врага. В цехе сырья вместо мужчин стали работать женщины: В.Н. Асямова, А.Е. Мелентьева, А.Г. Чирятьева, М.А. Мочалова, многодетная мать Т.И. Кокоулина сменила мужа на водонасосной станции и др. Они управляли лебедками выгрузочных агрегатов, формировали штабеля бревен, сортировали приплавленный лес и выполняли другие рейдовые работы на реке.
Работа была тяжелая, чисто мужская. А женщины все шли и шли в отдел кадров. Только за день 24 июля 1941 г. приняли 68 новых рабочих. Мужчин среди них оказалось всего трое.
Численность рабочих на заводе резко сократилась. Число мужчин составило не более 20% к общему составу рабочих вместо 52% до войны. Но заводчане мужественно переносили выпавшие на их долю трудности.
Нелегко было отработать десятичасовую смену, но и после нее особенно молодые комсомольцы не спешили домой, они шли на заводской огород, за которым любовно ухаживали, выращивали картофель и овощи. Урожай шел в рабочую столовую. Часто после смены сколачивали хлебные щиты для вагонов, ходили в заготзерно – на сбор колосьев, оставшихся после жатвы.
И все же главным делом оставалась работа в цехах. На заводе началось движение двухсотников и пятисотников. Возглавили его стахановки К.И. Дорохова, К.И. Долгополова, выполняющие сменные задания на 500%.
На заводе развернулось движение за выполнение плана меньшим числом рабочих. В лесопильном цехе в рамных бригадах вместо 3-х – 2 человека. На бассейне вместо 7 – 5 чел., на сортплощадке вместо 18 – 14 чел. Аналогичное положение было и в других цехах.
Часто рабочие трудились без выходных и полностью без отпусков. Например, в приказе по заводу говорилось: «Считать 13 июля (воскресенье) обычным рабочим днем, а весь заработок коллектива завода перечислить в Фонд обороны». Это повторялось неоднократно.
Вся работа завода была подчинена выполнению заказов для фронта. Изменили ассортимент вырабатываемой продукции производства. Это потребовало серьезной перестройки, новых методов работы, новых типов станков и конструкций.
В первые месяцы войны коллективу было дано оборонное задание. Чтобы выполнить его, законсервированное в 1938 г. помещение, ранее предназначавшееся для выпуска мирной продукции – деталей домостроения, было высокими темпами достроено. В нем быстро смонтировали станки, необходимый инструмент мастерили прямо на заводе из отработавших свой срок пил и списанных вагонных осей. Изготовляли цилиндрические пилы, необходимые для распиловки круглых деталей, специальной конфигурации сверла, шарошки, наборные фрезы для фрезерных, строгальных, шипорезных станков. Все это нужно было для выпуска
спецукупорки боеприпасов.
Кроме того, в этом же цехе стали выпускать ружейную зубчатку, авиазаготовки. Налажен был выпуск аэродромных катков, лыжных палок, санитарных носилок, деревянных лопат, разборно-сборных санитарных домиков. И все это выпускалось не в ущерб производству пиломатериалов – основной продукции предприятия. А с 1942 г. стали выпускать шпалы.
Рабочие завода проявляли смекалку, изобретательность, когда не хватало нужного оборудования, инструментов. Было организовано производство продукции, не свойственной довоенному профилю предприятия. Изготовлялось чугунное литье (втулки, шестерни, шкивы). Выпускались абразивные круги. Производство их наладили настолько хорошо, что качество не уступало лучшим довоенным образцам, поступавшим со стороны. Организатором этого производства и руководителем был мастер Л.С. Анисимов.
Чугунным литьем и абразивными кругами завод обеспечивал себя полностью и даже помогал соседним предприятиям.
Самоотверженный труд коллектива давал ощутимые результаты. Так, план 1942 года по продукции для фронта был сделан к 21 ноября, а годовую производственную программу перевыполнили на 20,6%.
За годы войны завод выпустил 480 тыс. кубометров пиломатериалов, более 110 тысяч шпал.
За образцовое выполнение заказов фронта нашим деревообработчикам в декабре 1942 г. впервые присудили переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Всего же за военное время этой чести лесозавод удостаивался восемь раз. И по сей день в комнате боевой и трудовой славы предприятия хранится знамя ГКО (после ликвидации предприятия эта реликвия передана в фонды ГАУК ТО «Ялуторовский музейный комплекс», и каждый год 9 Мая выносится на праздничную демонстрацию. – П. Б.).
За годы войны на заводе развернулось движение рационализаторов и изобретателей. Был внедрен целый ряд рацпредложений. Например, изработанные рамные пилы наращивали по длине из отдельных обрывков этих пил и скрепляли заклепками. Предельно узкие пилы также не выбрасывали, а соединяли по две штуки и таким образом получали новые. Над этим много потрудились работницы-пилоточи Н.Г. Теплякова, Т.П. Губина под руководством ст. мастера С.С. Логинова.
Рабочий Г. Зорин сделал фрезу для выборки паза в спецукупорке – это вдвое повысило производительность труда.
Столяр Иван Глушков придумал несколько приспособлений для сколачивания щитов. Работать стали быстрее и без брака.
За 1942–1945 гг. было внедрено 45 рацпредложений, что дало 48 500 руб. экономии.
С помощью рационализаторов и изобретателей удалось преодолеть многие производственные трудности военного времени, завод беспрерывно и в необходимом количестве поставлял продукцию на фронт.
Пример в труде показывали коммунисты и комсомольцы. Они были там, где труднее. Например, в 1941 г. на плечи комсомолки Т.М. Шемякиной легла огромная ответственность: ей доверили смену. Девушке пришлось заменить опытного мастера А.М. Цыгвинцева. Было тяжело, но она справлялась с порученным делом.
Партийная организация под руководством И.А. Каширина и комсомольская – под руководством сначала Л.С. Анисимова, а затем Е.А. Клюсовой, впоследствии В.Е. Петряковой, развернули идейно-политическую работу среди рабочих завода.
Они организовали в цехах ежедневные политинформации, в обеденный перерыв и после трудового дня. Рабочие имели возможность ознакомиться с положением дел на фронтах войны, важнейшими решениями партии и правительства, узнать о международной обстановке. На партийных и комсомольских собраниях обсуждались жизненно важные вопросы, порожденные войной: о выполнении заказов фронта и организации всеобщего военного образования, о сборе теплых вещей для армии и всенародной помощи фронту.
Военная обстановка усилила ответственность профсоюзов, потребовала перестройки их работы. Партия указала главное направление такой перестройки. Они были сформулированы в передовой статье газеты «Правда» – «Война и профсоюзы».
«Профсоюзы, – говорилось в передовице, – призваны возглавить передовой разум рабочих и служащих, помочь им образцово выполнять все без исключения заказы фронта, удовлетворять нужды армии во всем, что необходимо для успешного отпора врагу и его разгрома».
Всесторонняя помощь фронту стала основным содержанием работы профсоюзной организации лесозавода.
На одном из первых совещаний завкома с профактивом завода, проведенном 21 июля 1941 г., обсуждался вопрос «Профсоюзная организация лесозавода в период мобилизации и войны».
Было решено организовать проверку по цехам соцдоговоров, ставить задачей повышение норм выработки, брать на себя ещё более высокие обязательства.
Профсоюзная организация усилила свою заботу о бытовых нуждах рабочих и служащих, организации питания рабочих, трудоустройстве молодежи и женщин. Было решено взять на учет семьи красноармейцев и оказать им моральную, материальную помощь. Ежегодно производили текущий ремонт квартир, где проживали семьи военнослужащих, обеспечивали их топливом, подвозили сено, оказывали поддержку деньгами.
В 1944 г. было выдано семьям красноармейцев 12 730 руб., а в 1945 году – 6 600 руб.
Так под руководством директоров завода А.Н. Клюсова, затем П.А. Фокина, партийной, комсомольской и профсоюзной организаций самоотверженно трудился коллектив завода, выполняя задания военного времени. Он неоднократно выходил победителем во Всесоюзном соревновании между предприятиями лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Напряженный труд коллектива в годы войны был оценен по достоинству. Многие рабочие, ИТР и служащие завода награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Среди них техрук
А.Н. Клюсов, мастера Н.П. Зумарев, Ф.С. Сирин, Е.И. Устюгов, машинисты Ф.С. Захаров, Р.В. Эркнер, рамщики А.Я. Савин, С.А. Ермаков, П.М. Некрасов, обрезчики Л.В. Бусыгина, П.И. Береснева, рабочие Незамутинов, С.И. Парасич, откидчик А.И. Муромцева, торцовщик А.Т. Веснина, столяр И.М. Харалгин и др., всего 269 человек.
Подготовил Павел БЕЛОГЛАЗОВ /фото из фондов ГАУК ТО «Ялуторовский музейный комплекс»/.



