C незапамятных времен человек стремился в небо. Многочисленные легенды рассказывают о неоднократных попытках смельчаков подняться к облакам. Только на рубеже двадцатого века было найдено решение этой сложной задачи.
17 декабря 1903 года впервые взлетел аэроплан братьев Райт, и началась эра практической авиации. Через девять лет жители Тюмени увидели в небе родного города аэроплан «Блерио», которым управлял победитель перелета Петербург – Москва А. Васильев. Прибыл этот аппарат в разобранном виде из Екатеринбурга по железной дороге, построенной по проекту чиновника Министерства внутренних дел Богдановича в 1885 году. На следующий год другой летун, С.Уточкин, продемонстрировал горожанам мастерство управления воздушным аппаратом. Первая мировая война превратила хрупкие аэропланы в один из эффективных видов оружия.
В 1918 году Россия заключила Брестский мир с Германией. Но для нашей страны началась другая война – Гражданская. Принято считать, что ее детонатором стал мятеж Чехословацкого корпуса. Это воинское соединение было создано из пленных чехов и словаков, которые согласились воевать на стороне Антанты против Германии. К началу 1918 года корпус насчитывал 45000 человек, хорошо вооруженных и обученных. Отдельные полки и батальоны корпуса располагались вдоль Транссибирской магистрали. Их предполагалось перебросить во Францию через Дальний Восток. После безуспешных попыток большевиков склонить солдат на свою сторону было решено разоружить корпус. Стать безоружными заложниками солдаты не захотели и подняли восстание.
По всему Транссибу 25–29 мая 1918 года завязались бои. На стороне белочехов выступили добровольцы, не желавшие признавать власть большевиков. В Самаре полковником Генерального штаба В. Каппелем начала формироваться Народная армия, в Томске – Сибирская армия. Произошло разделение противоборствующих сторон на «белых» и «красных». Уфимская Директория в ноябре 1918 года предложила адмиралу А.В. Колчаку занять должность Верховного правителя России. Полковник В. Каппель, выступивший из Самары во главе Народной армии, сумел захватить Казань и вывезти в Омск хранившийся в Государственном банке золотой запас Российской империи. Так у Колчака появились средства для формирования полноценной армии. На золото были приобретены во Франции самолеты, Чехословацкий корпус купил в Америке 24 самолета «Вильсон» и передал Колчаку. В Белой армии появилась авиация.
Подготовка летчиков проводилась в Курганской летной школе и чехами – в Омске. До июля 1919 года армия Колчака сумела захватить территорию от Омска до Ижевска. Большевики, осознав опасность со стороны колчаковских войск, выдвинули лозунг «Все на борьбу с Колчаком». На Восточный фронт были направлены дополнительные войска, в том числе и авиационные отряды. Белогвардейские войска под натиском красных стремительно отходили к Тюмени. На сентябрь 1919 года в составе воздушных сил Колчака насчитывалось 45 самолетов. Острой была нехватка запасных частей, горючего, денежных средств, обмундирования. Последний всплеск активности войск Колчака пришелся на октябрь 1919 года. Белым удалось задержать наступление Красной армии на рубеже реки Тобол.
В первых числах октября самолеты белогвардейцев настойчиво пытались уничтожить аэростат красных, находившийся у деревни Зырянка недалеко от Кургана. Отсюда были хорошо видны позиции белых, по которым вел огонь бронепоезд «Красный сибиряк». 7 октября несколько самолетов 10-го отряда вылетели бомбить место расположения аэростата. Огнем с земли летчик Волковойнов был ранен, а сброшенные бомбы упали вдалеке от цели. На аэродроме у станции Вагай расположились 3-й и 14-й сибирские авиаотряды белых. Им противостоял 10-й разведывательный отряд под командованием красвоенлета Ю.А. Кузнецова. Несколько раз его самолет вылетал на перехват аэропланов белогвардейцев. В одном из воздушных боев Кузнецову удалось повредить самолет неприятеля. За это он был награжден орденом Красного Знамени.
Спустя несколько лет, в 1922 году, советское правительство заключило договор с немецкой фирмой «Юнкерс» на строительство самолетов в Филях под Москвой. Одновременно организация «Добролет» закупила в Германии несколько десятков аэропланов различного назначения. Один из них, шестиместный пассажирский «Юнкерс-13», в 1923 году вновь появился в небе Тюмени и Тобольска. Такая огромная территория, как Тобольская губерния, простиравшаяся от Карского моря на севере до границ Средней Азии, должна была иметь транспортное авиационное сообщение. Отечественные самолеты в двадцатые годы еще только проектировались, поэтому приходилось закупать для народного хозяйства заграничные.
В середине 20-х годов в небе Западной Сибири появился удачный гидросамолет «Дорнье-Валь». Его использовали для полетов в северных территориях. Он мог взлетать с поверхности рек и озер, зимой – со снежных площадок. ОКБ А.Н. Туполева в середине 30-х годов сконструировало самолет-разведчик Р-5, который использовался под названием «Пр-5». Для обучения летчиков в летных школах и аэроклубах служил построенный в 1928 году самолет конструктора Н.Н. Поликарпова У-2 (По-2). А амфибию Ш-2 авиаконструктора В. Шаврова, которая могла приземляться на грунтовые аэродромы и водную поверхность, в тюменском небе можно было встретить до конца 50-х годов. Особенно широко использовался этот самолет для доставки геологов в Ханты-Мансийский округ. Самыми большими самолетами в конце 30-х –начале 50-х годов в небе Западной Сибири считались грузопассажирский Ли-2 и самолет-амфибия ГСТ («Каталина»). Базой для Ли-2 был местный аэропорт Плеханово. Гидросамолет «Каталина» поставлялся в СССР во время Великой Отечественной войны по ленд-лизу из США. В конце 30-х годов на озере Андреевском под Тюменью был оборудован гидроаэропорт. «Каталина» использовалась в качестве ледового разведчика и патрульного самолета в Заполярье, а при необходимости – для доставки грузов.
Большую роль в развитии авиации в нашем регионе сыграл Эдуард Мартынович Лухт. С 1938 по 1940 год он был командиром Обского отдельного отряда ГВФ Омской области, в которую с 1935 года входила Тюмень. Им было много сделано для авиационного освоения Крайнего Севера, открыты трассы в Тобольск, Самарово, Березово, Салехард. С начала Великой Отечественной войны предприятия Наркомата авиационной промышленности, находившиеся в Запорожье, Харькове, Москве, Смоленске и других городах западной части страны, экстренно перебазировались на Урал, в Сибирь. В небе Тюмени гудели двигатели бомбардировщиков Ил-4, Ту-2, истребителей Як-9. ЛаГГ-3,транспортных самолетов Ли-2, летевших на фронт.
После открытия в 1942 году авиатрассы Аляска – Красноярск их дополнили поставленные по ленд-лизу бомбардировщики А-20 «Бостон», В-25 «Митчелл». Для них недалеко от Когалыма была подготовлена специальная площадка для дозаправки и технического обслуживания. В 1943 году при уничтожении окруженных под Сталинградом немецких войск было захвачено большое количество исправных самолетов, в том числе и транспортные «Юнкерс-52». По приказу И.В. Сталина их передали в гражданскую авиацию. Один из этих самолетов несколько лет исправно трудился в небе Тюменской области.
Более тысячи учебных и десантных планеров в годы войны были изготовлены на заводе № 499 в Заводоуковске. На платформах по железной дороге и с помощью самолетов-буксировщиков доставлялись они в авиатранспортные полки. Тюменский завод № 241, кроме планеров, выпустил осенью 1942-го уникальный летательный аппарат КТ (крылья танка), который был испытан в полете под Москвой.
С 1948 года приказом министра геологии СССР И.И. Малышева началась работа по поиску полезных ископаемых на территории нашей области. Амфибии Ш-2 и гидросамолеты По-2 стали доставлять геологов на Самотлор, реку Конду. Авиа-конструктор О.К. Антонов разрабатывает для местных авиалиний самолёт Ан-2. Этот «кукурузник» является старожилом среди самолетов, находясь в эксплуатации более 60 лет. В 1951 году летчик Н.А. Петров перегнал его из Киева в Тюмень.
Открытие в Тюменской области огромных запасов нефти и газа привело к резкому увеличению использования авиации. В 1968 году в Тюмени построили новый аэропорт Рощино, который связал нефтегазовую столицу с десятками городов страны.



