Продолжение. Начало №№33, 38, 42.
В прошлый раз я писал о том, что, по мнению ведущих экономистов страны, антикризисный план правительства абстрактен и не содержит четких приоритетов, способных вывести из стагфляции. Один из таких приоритетов – импортозамещение узлов и деталей в новых технологиях, а также создание массового спроса на их продукцию. Но есть и другие. Например, полноценная земельная реформа.
Одна из бюрократических загадок кроется в том, что за два десятка лет она так и не проведена. Время от времени об этом говорят независимые эксперты, но разговорами всё и заканчивается. Напомню, что недавно президент Путин одобрил идею своего полпреда на Дальнем Востоке Юрия Трутнева выделить всем желающим по гектару земли. Недавно чиновник заявил, что желающих получить участки много, что готовится соответствующий указ президента, и в конце года землю начнут раздавать. Однако ни слова не было сказано о том, что люди смогут делать, оставшись один на один с этим гектаром, и как этот процесс скажется на экономике огромного стагнирующего региона.
Известный ученый-экономист Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества, считает, что практика вовлечения земли в хозяйственный оборот до сих пор страдает тремя пороками. Во-первых, бесплатная раздача участков чревата коррупцией и несправедливостью: самые лакомые куски достаются ближайшему властному окружению. Во-вторых, массовая частная собственность не окрепнет, если над людьми висит угроза: не будешь использовать участок – отберем. В-третьих, государство обещает обеспечить все участки инфраструктурой, но такого не случится никогда.
Ученый предлагает покончить с этой практикой. Пора, наконец, высвободить действительно массовую частную инициативу, оттолкнувшись от земли, поскольку только она способна запустить рост экономики нового типа и если не вывести страну из кризиса, то значительно смягчить его давление. Мало что привлекает людей сильнее, чем владение землей и частное жилое строительство, утверждает Иноземцев, и правительству есть что предложить. К землям поселений относится 2,6% только европейской части России, а за Уралом – еще меньше. И если из сельхозугодий под строительство жилья передать 5-6 млн га, это едва ли серьезно скажется на валовом внутреннем продукте, где доля аграрного сектора не превышает 4,5%.
Иноземцев предлагает такую схему. На первом этапе не менее 20% сельхозугодий из муниципальной и федеральной собственности, а также десятая часть лесного фонда переводятся в земли индивидуального жилищного строительства. Они выставляются участками по 10, 20 и 50 соток на так называемые голландские аукционы, не позволяющие взвинчивать цены. Исходя из первичной стоимости обустройства (1 км двусторонней асфальтированной дороги, газопровода низкого давления и ЛЭП) цена сотки, по оценкам экономиста, должна быть около $800. Это в 3-7 раз меньше сегодняшних цен вокруг крупных городов.
Участки предлагается выделять за 80 км от Москвы и Питера, за 60 км – от миллионников и за 40 км от прочих центров субъектов федерации. При оптимальном распределении покупателями участков в 20 соток могут стать 3-4 миллиона домохозяйств, это 6-7% населения европейской части страны. Напомню, что сегодня около 20 млн сельских жителей, составляя теневой сектор, отправляются в отхожий промысел, поскольку в родных местах нечего делать. По оценкам Иноземцева, продажа 700 тыс. га принесет в казну регионов 3,2-3,5 трлн руб., что составляет 4% ВВП. Отток этих частных денег с рынка ограничит давление на рубль, снизит инфляцию и охладит пыл спекулянтов. А создание инфраструктуры под контролем покупателя земли добавит еще 1,2-1,4 ВВП плюс до 240 млрд руб. налогов в казну регионов. (Замечу, только за первые два месяца в бюджете образовался не профицит, как еще недавно уверял глава Минфина Силуанов, а дефицит в 2 трлн руб.). Только на строительство дорог можно будет привлечь около 1 трлн – это гораздо больше, чем выделяют сегодня на всю страну. К тому же в 2015 г. правительство намерено сократить строительство дорог на 40 млрд. Кстати, если в 80-е годы строили 15. тыс. км в год, в 90-е около 8 тыс., то сегодня 2 тыс.
Понятно, что покупка земли без строительства на ней дома бессмысленна. Если хотя бы на половине участков через 4 года появится 400 тыс. домов, то сработает цепная реакция: спрос на стройматериалы вырастет на 1,6 трлн руб. в год, а ввод жилья в стране удвоится. И – без финансирования из бюджета и национальных фондов. Скажу опять же, что эксперты предрекают снижение сделок покупки жилья в этом году на 30-40% и падение объемов строительства на 10-12%.
Иноземцев отмечает еще два важнейших следствия реализации суперпрограммы. Во-первых, появившаяся у людей земля в собственности – это огромная залоговая масса, позволяющая банкам кредитовать строительство домов на этих участках. Во-вторых, программа мощно ударит по коррупции, процветающей сегодня при серых схемах выделения земли.
Свой проект земельной реформы еще в сентябре 2013 г. от партии «Гражданская платформа» вручил руководителям страны и Михаил Прохоров. «Мы в комитете еще детально не ознакомились с предложениями Прохорова, – заявила вскоре зампред агрокомитета Госдумы Надежда Школкина. – На первый взгляд, пожелание вернуть России статус аграрной державы идет в русле послания Президента РФ. Однако надо разбираться в деталях, в механизме».
Вот и разбираются до сих пор…
Прохоров примерно так же, как Иноземцев, оценивает выгоды реформы, но еще предлагает дополнить Конституцию страны таким положением: «Землю, находящуюся в частной собственности у гражданина для его личного жилья, нельзя отнять, экспроприировать, национализировать, изъять для государственных и муниципальных нужд». Необходимость реформы бизнесмен и политик обосновал и тем, что 92% земли сегодня находится в собственности государства, которое не использует её эффективно и полностью. А дефицит участков, считает он, вызван только нежеланием правительства решить проблему.
Мне кажется, что нежелание это имеет свои причины. При том состоянии, в котором оказалось государство как система институтов, оно не может эффективно исполнять свои основные функции в рыночной экономике: устанавливать правила и быть арбитром. Если для подготовки указа президента о бесплатной раздаче по гектару земли на Дальнем Востоке бюрократам требуется целый год – таких работничков нормальный бизнесмен не стал бы терпеть в своей компании и неделю. Ну а какова беспристрастность государства в качестве арбитра, общество частенько видит по историям, подобным той, в какую попалась АФК «Система». Рад бы ошибиться, но боюсь, что такая масштабная реформа, как земельная, нынешнему государству просто не по зубам.
И тем не менее эта реформа перезрела. Её можно запустить, вернувшись к идее академика Полтеровича, о которой я писал в прошлый раз: делегировать реформу регионам. В конце концов именно они и могут стать главными приобретателями выгоды. Вернусь к Дальнему Востоку: пока московская бюрократия неспешно готовит указ президента, губернатор Амурской области Кожемяко заявил, что они уже приняли свой закон и готовы раздавать землю. А в случае запуска реформы от федерального центра по большому счету, с моей точки зрения, требуется лишь одно: принять закон о переводе некой доли сельхозугодий и лесного фонда в земли индивидуального жилищного строительства. Остальные детали нормативного оформления можно и нужно делегировать регионам: на местах виднее.
Почему регионы заинтересует реформа? Да потому, что она сулит увеличить долю малого бизнеса в ВВП. Напомню, что доля эта все годы колеблется вокруг 20%. В Японии, например, она составляет 75%, но МВФ упрекнул правительство страны: маловато! Кстати, 18 марта правительство одобрило проект закона для малых предпринимателей. Правда, эксперты сильно сомневаются, что этим законом задавленные долгами регионы воспользуются сполна. Закон, что «страшнее кризиса», подкладывает мину под шаткие бюджеты. Для справки: по данным «Финэкспертизы», в 2014 г. малых предпринимателей стало чуть больше только в половине регионов, в сорока – снизилось. А земельная реформа, если за нее взяться всерьез, без сомнения, переломит тенденцию.
Однако в антикризисном плане правительства о земельной реформе нет ни слова. Он, по мнению Татьяны Гуровой, профессора Высшей школы экономики и научного редактора журнала «Эксперт», метит в ложную цель: финансовую стабильность. Авторы плана будто не знают, что именно эта дорожка и завела в капкан стагфляции страну, хотя она по пути бездумно проела огромные деньги – $3,5 трлн. Я уж не говорю о том, что лечить нынешний кризис принципиально иной конструкции, нежели прошлый, начинают всё по тем же рецептам. Желают министры того или нет, но рано или поздно придется с финансовых небес спуститься на грешную землю: ведь только спекулянты из денег делают деньги. Ждать, пока подскочат нефтяные цены, можно до морковкина заговенья. Но тогда при дорожающем импорте стране придется самой обеспечивать собственное потребление. То есть по одежке протягивать ножки. Это значит – снизить уровень жизни людей на 30-40%, поскольку экономика страны, по оценкам ученых ВЭШ, именно столько и способна производить сегодня. Но если мы дойдем до жизни такой, то запустится губительная спираль: скудеющие доходы вместе с хилым спросом увлекут за собой производство, и эти показатели станут дружно падать до точки равновесия, которая еще неизвестно где отыщется. Но пока существует возможность второго, не столь мрачного сценария, предупреждает Гурова: где только можно, увеличивать выпуск. И тогда запускается созидательная спираль: чем больше станем производить, тем резвее будут расти заработки и спрос, а деньги населения опять же подтолкнут экономику. Что ж, посмотрим, какой спирали, в конце концов, отдадут предпочтение.