230 лет назад русские люди опрометчиво облюбовали для своей жизни Суховской полуостров, что омывается водами Черного озера.
Может, в том выборе и имелся свой резон. Время было тревожное для первых колонистов, поселившихся здесь, в приграничных землях России. Южный берег озера лежал вдали от караванных путей.
Но в дождливые времена этот полуостров превращался практически в настоящий остров. И уже через 15 лет люди начали покидать обжитое место. Появились вновь заведенные деревни: Комлево, Южно-Дубровинские выселки, Полое. Народ шёл сюда из разных уголков великой России. И увидел, как богат и прекрасен этот край.
За ржавчиной болот, за кружевом полевых дорог, натоптанных степняками и зверьем, Великая Западносибирская равнина рассыпала перед новосёлами цепь живых озер. И стали славяне по своей извечной привычке давать имена этим озерам. И зазвучали на весь край до сих пор известные названия: Белое, Синьково, Спонное, Клинчик, Полувальное, Хомутное, Игреньковское, Песьянник, Вылково, Лебяжье, Гагарье, Луженное, Черное. А некоторые их спутники назвали люди и вовсе ласково – Малое Игреньково, Малое Вылково, Малое Гагарье, Малое Луженное, Малое Лебяжье...
Осенью здесь сладко пахнут коралловые ковры прибрежных солеросов, а воздух вдруг вздрагивает от великого шума, когда из потаенных камышовых крепей и с широких плесов поднимаются на крыло и уходят в меркнущие поля стаи дикой птицы. И поняли люди, что нашли они, наконец, свою Мекку.
Однажды, размышляя о прошлом моего народа, я подумал: а может быть, наши предки в своих извечных пристрастиях к перемене мест не столько искали новые плодородные земли или богатые охотничья угодья, сколько стремились найти однажды тот уголок на своей юдоли, который хоть чем-то напоминал бы им потерянный их прародителями библейский рай, в котором было всегда тепло, солнечно, а земные плоды сами ложились человеку в руки.
Говорят, что жизнь – это экспедиция. Верьте – жизнь вам улыбнется. Надо только не останавливаться на полпути.
Армизонский район.



