А он кропал в амбарной книге…

Недавняя встреча с Алексеем Борисовичем Мыльцевым обрадовала меня. Я всегда испытываю добрые чувства от свиданий со старыми знакомцами. А Мыльцев – к тому же человек неординарный, общаться с ним – одно удовольствие.

Сейчас он обременен летами, званиями, наградами. А в 1964 году был просто молодым специалистом, прибывшим в Тазовскую нефтегазоразведочную экспедицию после окончания Краснодарского политехнического техникума. Как писала когда-то районная газета «Советское Заполярье», «он прошел трудовой путь от помощника бурильщика до начальника Тазовской экспедиции по испытанию скважин». Кстати, Мыльцев нередко оказывался героем публикаций «районки» – и когда был помбуром, и когда был техником по глинистому раствору (такая вот должность), и когда работал мастером по испытанию скважин.

В те годы широким фронтом шло социалистическое соревнование, и Мыльцев, точнее, возглавляемый им коллектив, неоднократно становился его победителем, ставя рекорды по производительности труда. 037-5-4В 1979-м на базе бригады Алексея Мыльцева была проведена Всесоюзная школа передового опыта. Мастера по испытанию, посетившие буровую на Заполярной площади, увидели, как четко и слаженно работают мужики. И это в суровых климатических условиях, когда подчас железо не выдерживало морозы… Увидели! Восхитились! И дали высокую оценку!

На счету бригады Алексея Мыльцева 8 открытых месторождений нефти, газа, конденсата. Много это или мало, судите сами: за это время (за 29 лет) Тазовская НГРЭ открыла 20 месторождений. По заслугам и награды: ордена Ленина и Трудового Красного Знамени. По трудам и высокие звания: «Заслуженный геолог РСФСР», лауреат Госпремии СССР, «Почетный разведчик недр», «Почетный гражданин ЯНАО».

Но лично меня восхищал не столько профессионализм Мыльцева или его трудовой КПД, сколько та скрупулезность, с какой он «писал героическую историю». Впрочем, это потом, много позже, казалось бы, ничем не примечательные каждодневные события стали историей, повествующей о героических свершениях нефтегазоразведчиках прославленной Тазовской экспедиции. А тогда, в далёкие 60–80-е, это были просто фамилии, сводки, итоги рутинных трудовых буден. Скупые, малоинтересные записи.

037-5-1Мужики посмеивались тогда над чудачествами Мыльцева: мол, нашёл себе утеху; нет,чтобы «козла забить» или в картишки переброситься. А Мыльцев знай себе кропал что-то в амбарную книгу. Заканчивалась эта – начинал другую. Просто писал и писал, ничего грандиозного в ту пору не замышляя. А может, лукавил? Может, уже тогда строил амбициозные планы? Может, уже тогда в летописцы засобирался, да только времени не было оформить всё, как того требовал жанр?

Время появилось с выходом на пенсию. Помню, я ещё больше зауважала Алексея, когда в руки мне попался его сборник воспоминаний «Север и нефтеразведка – моя судьба». А вместе с этим чувством где-то там, в глубине, что-то похожее на зависть шевельнулось: вот ведь, я – человек творческой профессии – за книгу так и не взялась, хотя есть что сказать. А он, технарь, выдал на-гора.

037-5-3Позже вышли в свет новые произведения: «Время выбрало нас», «Возвращение в разведку», трилогия «Горжусь тобой, Ямал!». Читать всё это необычайно интересно! Ностальгируешь: возвращаешься в свою молодость, в поселок Тазовский, чьё название провоцировало народ на всякие разные каламбуры, вспоминаешь встречи, грустишь по расставаниям. И вот за эти нахлынувшие чувства хочется Мыльцеву сто поклонов отвесить, сто раз спасибо сказать.

Кое-кто уже всерьёз предлагает Алексею Борисовичу оформить свою персону в Союз писателей. Другие считают, что рановато: вот если бы, дескать, изобразил художественное произведение, тогда, конечно… Изобразил! Совсем недавно увидел свет его роман «Право на любовь». Ай да Мыльцев! От летописи трудовых буден воспарил к поэтике самого прекрасного чувства!

P.S. Да, забыла сказать, наша недавняя встреча состоялась в Москве: Алексея Борисовича вызвали туда за наградой. Он стал победителем в номинации «Человек года. Ветеран-геологоразведчик–2014». От души поздравила, а он так смущенно: «Да вот, совет ветеранов войны и труда Главтюменьгеологии мою кандидатуру предложил». Будто за красивые глаза, а не за заслуги. Чудак-человек, гордиться надо!


23293