Зинаида Суворова, с. Памятное Ялуторовского района:
«Дорогой папочка, здравствуй!
Мы все тебя обнимаем, целуем, скучаем! Ты писал, что не получаешь от нас вестей. А от тебя что ни письмо, то адрес новый.
У нас всё нормально. Мы всегда тобой гордились, читали в газете «Красная звезда» о твоих подвигах. Знали, что ты сапёр отдельного гвардейского сапёрного батальона 39-й стрелковой дивизии. Награждён орденом Славы. Ты был на Белорусском и Украинском фронтах. Читали очерк о том, как при форсировании реки Вислы проявил мужество и отвагу, спасая на переправе пушки, ликвидировал пробоину. За этот подвиг награждён медалью «За отвагу».
Ты воевал с Германией ещё и в Первую мировую войну совсем молодым парнем, награждён двумя Георгиевскими крестами. Такую фотографию мы видели в газете «Красная звезда». А вот что ещё мы читали о тебе: «…в боях за расширение плацдарма товарищ К.Я. Карелин показал образец бесстрашия и отваги при выполнении боевого задания. Под ураганным оружейно-пулемётным огнём противника в 120 метрах от немецких оборонительных сооружений он установил 46 противотанковых и 80 противопехотных мин. Бесстрашием и отвагой Карелин вдохновлял своих товарищей на выполнение боевого задания». Тебя опять представили к награде.
Папа, я собирала и хранила газетные вырезки и все твои письма. Ты всегда давал наказ ребятишкам, чтобы они слушались меня, обещал, что вернёшься к нам героем.
Письмо пишу со слезами на глазах. Вспоминаются все тяготы нашего трудного детства. В 17 лет я заменила родителей своим братьям и сёстрам. На троих ребятишек получала пособие 36 рублей 80 копеек.
Саша, 1931 года рождения, считался рабочим человеком. Его мобилизовали в колхоз. Дома он был настоящим мужчиной. Собирал детей, каждому на плечи веревочку – и на берег Иртыша за дровами. Нагрузит всем по силе – и домой. Иногда по два раза ходили. Малышня стонала от усталости, а он убеждал, что скоро зима, без дров замёрзнем. После седьмого класса поступил в мореходку, эвакуированную из Ленинграда. Когда подавал документы, в графе «родители» написал: Зинаида Ксенофонтовна Карелина. Однажды случилась беда – на практике при парковке судна ему травмировало ногу, из училища пришло письмо: «Ваш сын Карелин Александр лежит в больнице города Тобольска». Я долго размышляла, что за сын? Но когда меня пригласили в училище на вечер отличников, объяснили, что он записал меня матерью. Саша стал моряком. Ходил в Карском море. После армии я отправила его в Омск, где он устроился на завод учеником токаря. Через три месяца стал настоящим мастером. Поступил на заочное отделение машиностроительного. Окончил и до пенсии работал на заводе начальником цеха. Имеет много трудовых наград – медали и ордена. Сейчас на пенсии. Он очень одинок – жена умерла, сын тоже.
Папа, Петя учился в речном училище на механика. Был отличником. Получал рабочую карточку. Летом плавал на пароходе, расставлял бакены по Иртышу. Училище окончил с отличием и поступил на заочное. Одновременно преподавал. Сейчас он учёный, академик международной академии холода. Опубликовал 55 научных трудов. Награждён знаком лауреата.
Ане я дала честное комсомольское слово, что после войны она всё-таки получит образование. В сентябре 1945 года она пошла в пятый класс. После школы поступила в Тобольское медучилище, стала нашим семейным доктором.
Гале было два годика, когда мама умерла. Какими только болезнями она не болела! В больнице с ней всегда лежала Аня. Я же работала. После войны Галя училась в Мысовской средней школе Тюменского района. Позже окончила радиотехнический и десять лет прослужила в армии. Сейчас живёт в Балтийске. У неё сын, дочь, есть внуки. Галя по-прежнему зовёт меня мамой, но всегда спрашивает, похожа ли она на нашу маму? Я отвечаю, что она её копия.
Владик тоже окончил судостроительное отделение речного училища.
Папа, я не написала тебе о Наде. Она училась в Кемерово в кулинарном училище для детей из детских домов. По распределению уехала в Омск. Она – кулинар высшей категории на сейсмическом судне, побывала во всех странах, которые омываются океанами.
Четверо из семи твоих детей живут в Омске. Я работала в Ембаево Тюменского района директором детского дома №2. Восемнадцать лет назад умер мой муж. Вместе мы воспитали двух прекрасных сыновей. Старший окончил Свердловский лесотехнический институт. Работает в Ялуторовском лесхозе. А младший окончил лётное училище, Киевскую авиаакадемию и университет. Видел бы ты, с какой радостью он показывал диплом! Потом стажировался в Соединённых Штатах Америки на «Боингах» и пролетал десять лет командиром экипажа. Сейчас его нет в живых.
В тяжёлые времена мы все друг друга поддерживали. Нелегко нам было! Трава-лебеда, смешанная с отрубями, лепёшки, поджаренные на рыбьем жире. В деревнях хлеба не давали, а только какой-нибудь размолотый злак. Вот так, папочка, мы жили. Недаром ты всегда мне говорил: «Зина, не бойся ничего. Надо просто уметь работать».
Мама умерла, когда ей был всего 41 год. Она взяла с меня слово, что я не оставлю ребятишек, воспитаю и поставлю на ноги. Я выполнила мамин наказ. Папа, если бы вы были живы, то сказали бы: «Молодцы, что не растерялись в пути».
Годы летят, как листья с деревьев. Я уже не 17-летняя задорная девушка, а пожилая женщина «с котомкой за плечами», где хранятся 50 педагогических лет. Имею медаль за труд в военное время.
Мы, семеро ваших с мамой детей, стали достойными людьми. Пережили тяжёлые времена, сохранили друг друга, получили образование, обзавелись семьями. Летом все собираются у меня. Где я – там их дом. Так они считают. Весело нам, когда мы вместе, только горько, что так давно нет с нами наших родителей. Вы бы могли любоваться своими детьми и внуками!
Твоя дочь Зинаида Суворова...»
В 1945-м году ветерана Великой Отечественной войны К.Я. Карелина привезли из госпиталя домой, где он умер от ран.
Продолжение следует.



