Всякий раз, когда на страну обрушиваются очередные катаклизмы, мы с надеждой смотрим на наши дачно-огородные сотки, достаем подзабытые рецепты салатов домашнего приготовления и думаем о строительстве дачного домика.
Как ни странно, но именно на кризисные годы приходится бум такого строительства. Это случается, на мой взгляд, по двум причинам. Во-первых, срабатывает чувство сохранения скопленных «на чёрный» день средств, во-вторых, как показывают кризисы последних лет, на рынке труда высвобождаются строительные бригады, которые реализуют свой производственный потенциал на сооружении загородной недвижимости. Впереди – очередной кризис, и уже сегодня чувствуется оживление – крупные строительные компании, зачастую они же производители стройматериалов, снова обращают свой взор на физических лиц.
Хотелось бы предостеречь потенциальных мини-застройщиков от типичных ошибок, которые влекут за собой необоснованно большие затраты. Мы уже наступили на эти грабли, теперь поделимся личным опытом.
Как фанера над Парижем
Начиналось всё вполне грамотно. Задумав строиться, мы попросили о помощи уважаемого руководителя одной фирмы. Известный в своих кругах специалист, он согласился и назначил прораба. Назовём его Михаил.
– Мишенька, в строительных делах мы ничего не соображаем, – чистосердечно признался муж, – поэтому всецело доверяем тебе. Сделай всё по-человечески, а за нами дело не станет. – И отдал деньги на заливку фундамента, изготовление сруба и покупку железа на крышу.
Фундамент залили в срок. Весной привезли сруб. Работа кипела, только щепки летели.
– Где ж вы таких работников нашли, – восторгались соседки. – Работящие, непьющие!
Внешне дом получился, как игрушка. Зимой он должен был, как говорили строители, «выстояться», весной предполагалось пристроить веранду и провести отделочные работы на первом и втором этажах. На краю усадьбы «выстаивалась» и банька, тоже под крышей. Всю зиму мы скрупулёзно откладывали средства, а чтобы не случилось финансовой заминки, взяли ещё и немалый кредит.
Но в назначенный срок, точнее, в начале апреля, строители не прибыли. Прораб, с которым мы были постоянно на связи, уверял, что они вот-вот «зайдут на объект». Но бригада, несмотря на его «завтраки», не зашла ни в мае, ни в июне. Она вообще больше не зашла. В сентябре прораб признался, что «ребята», под которых он набрал объектов на весь сезон, попросту запили. Оказывается, в прошлое лето, прежде чем выпустить работников в «поле», Михаил их закодировал. Что касается санкций, то применить он их к ним не мог, поскольку все они, начиная с руководителя компании, да и самого прораба, «братья и сватья». В общем, близкие родственники. Если бы прораб сказал о пьянстве раньше, мы нашли бы, наверное, других подрядчиков, но сейчас пришлось возвращать кредит, заплатив ни за что приличные проценты, а наши объекты «выстаивались» ещё одну зиму. Что касается руководителя предприятия, то он сначала отсылал нас к Михаилу, потом, ссылаясь на занятость, перестал брать трубку, а вскоре прошла информация, что фирма разорилась.
Весной Михаил поставил вместо себя брата Сашу и клятвенно заверил, что теперь всё будет по-другому. Не надо было быть психологом, чтобы понять: руководителем на стройке Саша стал на днях. Мы отметили это сразу и не ошиблись – позже выяснилось, что новоиспечённый прораб до этого работал трактористом в агрофирме, где-то на юге области. Но Михаил, положив «руки на рельсы», обещал приезжать с контролем еженедельно. На сей раз в бригаде работали киргизы. Саша взял тридцать семь тысяч рублей на стройматериалы, но привезти их не спешил. Возможно, потому, что и сам строился. Сначала бригада работала на старых запасах, а потом начали происходить странные метаморфозы. К примеру, чтобы утеплить стены на веранде, прораб велел снять минвату и доски с потолка. Чтобы сделать крыльцо у дома, разобрали крыльцо у бани, а приехавший с контролем Михаил с ужасом отметил, что балясины на крыльцо привезены с другого подконтрольного ему частного объекта. Между двумя «прорабами» состоялась непечатная перепалка. Больше они у нас не появились, не появились также стройматериалы и взятые деньги. Нас, образно говоря, пустили по барабану.
А теперь о сделанных выводах – не верьте на слово даже лучшему другу, ведь и у него могут случиться непредвиденные обстоятельства. В нашем случае фирма разорилась. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, заключите юридически правильно оформленный договор. Люди и с договором «пролетают, как фанера над Парижем», на что рассчитывать, если он отсутствует? Но когда на руках правовой документ, все-таки остаётся надежда оспорить какие-то моменты. Вернуть, к примеру, хотя бы часть денег. Вывод второй: прежде чем начать строительство, узнайте цены на строительные материалы в разных магазинах, проконтролируйте покупку и расплатитесь сами. Не давайте строителям в руки наличные деньги – это большой соблазн их не вернуть или использовать не по назначению. Узнайте стоимость предстоящих работ, она, как показала практика, имеет большой разброс. Далее, не начинайте стройку без предварительно составленной сметы – это позволит вам контролировать процесс и сэкономит, поверьте мне, большие деньги. Мы, кстати, давали столько, сколько просили. Кошмар! Не говорите строителям о своей некомпетентности – это прямой повод вас обмануть. На первую встречу с ними необходимо пригласить хорошего специалиста из числа ваших знакомых. Подрядчики должны видеть – люди в строительстве разбираются и спросят с них за потраченные деньги и качество работ.
Мужики «под роспись»
Хотите знать, что было дальше? Теперь мы составляли сметы и сами закупали стройматериалы, но найти отделочников было нелегко. Нам попадались очень хорошие мастера, но все они тянулись к зелёному змию. Внутреннюю отделку бани, к примеру, делали парни из близлежащей деревни, Юра и Боря. Работать, пока не выпьют, они просто не могли, и постоянно просили аванс: «Хозяин, отстегни на полторашку пива». Но мы-то воробьи стрелянные – «отстёгивали» только под роспись. За отделку «под ключ» парням полагалось сорок тысяч рублей. В течение месяца, несмотря на полупьяный угар, они вполне качественно сделали работу и в день расчета получили... двадцать восемь тысяч.
– Э, хозяин, – возмутился Боря. – Так не пойдёт! Мы договаривались на сорок!
Но хозяин сунул ему под нос тетрадочку:
– Твоя роспись?
– Дак моя, – почесал затылок Боря.
Дальнейшую беседу горемыки вели меж собой.
– Здорово мы с тобой пролетели, – говорил Юра. – А ещё Зойке надо долг отдать, Петьке, Пашке...
– Дак и семьям надо, хоть бы по три тысячи, – рассуждал совестливый Боря.
– Ну что? По «полторашке»? – предложил Юра. – Закончили работу... Обмыть...
Вывод: выдавайте расчеты и авансы только под роспись.
Слепила из того, что было
Достроить дом помогли нам те самые парни из Киргизии, они ни разу не нарушили данного обещания. Если говорили, что выполнят ту или иную работу в течение десяти дней, то, хоть и не напрягали мы их, трудились ночами. Жили тут же, в доме, на чистом столике под окном всегда лежал Коран. С участка исчез запах перегара.
Но именно при отделке помещений ярко высветились огрехи прежних строителей. Входные двери, к примеру, были прорублены посередине стены, и это не позволило в дальнейшем поставить перегородку. Больше всего мы намучились с лестницей, ведущей на второй этаж. Установить её внутри дома, как было задумано, так и не получилось. Аргументы «против» были железными, и хозяин сдался:
– Ладно, перенесём лестницу на веранду.
Однако и это оказалось нереальным – отчаянно не хватало длины помещения. Что было делать? Разбирать веранду и снова заливать фундамент? Некоторые люди так и поступают, но мы искали выход, привозили специалистов. Одни, измерив помещение, отказывались сразу, другие обещали подумать и заламывали такие цены! Меньше, чем за 200 тысяч рублей за работу никто не брался. Баня, для сравнения, обошлась нам в 400 тысяч рублей. Наконец, один из мастеров по имени Сергей согласился сделать лестницу «гусиный шаг». Получилась она довольно крутой и не очень дешёвой, но и за это ему огромное спасибо.
Каков же вывод? Прежде чем начать строительство, сделайте элементарный проект. Перенесите своё видение дачного домика на бумагу, рассчитайте площади, прорисуйте, где, что и как вы хотели бы поставить. Оцените свои желания в цифровом варианте. Обязательно продумайте, как «лягут» электрические сети, у нас и с этим была проблема. Возможно, вам придётся заплатить проектировщику, но, во-первых, за дачный домик он возьмёт немного, во-вторых, это сэкономит ваши деньги и нервы. У нас же получилось, как в песне: «слепила из того, что было», вернее, из того, что сделали строители. Теперь мы понимаем, что в первую нашу встречу, когда муж сказал: «Мишенька, в строительных делах мы ничего не соображаем», прораб должен был ответить: «Я, к сожалению, тоже».
Говорят, самая лёгкая дорога – та, что позади. У нас эта дорога позади, но тем, кто начинает стройку, советую учесть наши ошибки. И ещё! Всех затрат при самых скрупулёзных расчетах учесть всё равно невозможно, поэтому к сметной стоимости прибавьте ещё процентов тридцать. На всякий случай.



