Письмо из дня сегодняшнего в сорок первый год

В 2014 году Ялуторовский музейный комплекс совместно с редакцией газеты «Ялуторовская жизнь» объявил о начале широкомасштабной акции «Письмо в 41-й год» и предложил современникам написать из сегодняшнего дня послания солдатам-героям, которые ценой собственной жизни и здоровья завоевали Победу. Рассказать им о самом сокровенном: о своих семьях, детях, внуках и правнуках поколения победителей. И о том, как мы счастливо живем под мирным небом.

Пришло большое количество писем. Это были письма-повествования, письма-эссе, письма-признания. Они настолько пронизаны любовью, благодарностью и болью, что приходилось иногда сдерживать слезы. Мы представляем некоторые из них.

Валентина Андреевна ШЛЫКОВА, пенсионерка, 59 лет:

– Мы, рожденные в 1950-е годы, – дети мирного времени. Война давно отгремела, прошло почти десятилетие после Победы. Мы не испытали тех трудностей, которые выпали на долю наших родителей, дедушек и бабушек. Мы не знали голода. Но эта подлая война прокатилась и по нам, по нашему детству.

Мы не знали слова «дедушка» – нам некому было его сказать. Мы не знали дедушкиной ласки: никто не покачал тебя на ноге, никто не приголубил тебя, не обнял, не вытер твои детские слезы и не спросил: «Как твои дела в школе?», никто и за тройку не пожурил, и сказку на ночь не рассказал. Никто...

Мой дедушка, Василий Никифорович Зеленин, погиб в годы Великой Отечественной войны. Он был призван Исетским райвоенкоматом осенью 1941 года, а в марте 1943-го его не стало. Похоронен в братской могиле. Могила эта находится в с. Доброводье Севского района Брянской области. Я – его старшая внучка. Что бы я могла написать своему дедушке в далекий 41-й год из нашего XXI века?

«Здравствуй, дорогой дедушка!

Пишет тебе твоя старшая внучка Валя. Ну что тебе написать, дорогой мой деда, о нашей жизни? Все более или менее наладилось, все города и деревни, порушенные войной, отстроили. А вот родной деревеньки Кирьяновой нет. В 1968 году её перевезли в село Скородум, сейчас это с. Рассвет. Рассвет – большое село, там есть детский садик, школа-десятилетка, несколько магазинов и кафе. Возле клуба стоит памятник воину-освободителю и стела с именами погибших односельчан. Есть там и твоя фамилия, дедушка. Сейчас в с. Рассвет живут и работают семьи твоих внуков и правнуков. А остальные разлетелись – кто далеко, а кто поближе, в Ялуторовск, Тюмень, Ханты-Мансийск, В.-Бешкиль Исетского района, в Ярославль.

Веточка на твоем родовом дереве, деда, очень большая. Стараемся поддерживать друг друга во всём, живём дружно, с дальними переписываемся, созваниваемся. Многие из нас, твоих внуков и правнуков, получили высшее образование, почти у всех есть жильё – дома или квартиры, твои дочери (да и мы, старшие внучки) получают пенсию по возрасту.

А ведь всего этого могло и не быть, если бы наш народ не одолел врага, не победил в этой кровопролитной войне. 9 мая 1945 года – день, когда немецкие войска капитулировали, назван у нас Днем Победы. Это большой, великий праздник, который празднует вся страна. В этот день все, кто воевал и остался в живых, собираются вместе, чтобы вспомнить всё и обо всех. В каждом городе, селе, деревне проходят парады, митинги. Хожу и я со своими внуками на мемориал Славы в Ялуторовске, чтоб положить цветы и вспомнить о тебе, дедушка, и о бабе Мане, которая не выдержала тягот военных лет и ушла вслед за тобой в 1947 году.

Спасибо вам, родные наши, за то, что мы счастливо и безбедно живём на этом свете!

Вот и заканчиваю я своё письмо, дедушка. С низким поклоном все мы – трое из пяти твоих дочерей, десять из двенадцати внучат, 22 правнука и 19 твоих праправнуков.

С любовью и уважением, твоя внучка Валя».

г. Ялуторовск, февраль 2014 года.

Людмила КОПТЯЕВА, с. Хохлово Ялуторовского района:

Узнала о проекте «Письмо в 41-й год» и потеряла сон и покой. Да, не­лёгкая задача – написать письмо деду, которого никогда не виде­ла, ведь родилась я спустя 12 лет после того, как отгремел салют Победы в честь оконча­ния войны. Но не написать то­же не могу, потому что память о нем жива, и мы, его потомки, с детства знали, что наш дед Тима воевал и не вернулся с пе­редовой.

Чтобы было понятно, о ком пишу, кратко изложу биографию Короткевича Тимофея Банифатовича (год рождения 1895-й). Ро­дился и рос в Белоруссии, д. Малашки. Участник трёх войн: в Гражданскую воевал в дивизии легендарного В.И. Чапаева, про­шёл Финскую (был ранен), в Великую Отечественную про­пал без вести в марте 1942-го, за­щищая Ленинград. В мирное до­военное время жили с женой На­тальей Демидовной, растили се­мерых детей. Был хорошим порт­ным, ходил по соседним сёлам, шил людям одежду, даже шинели на заказ. Весной 41-го семья полу­чила переселенческий билет и пе­реехала в Сибирь, в Ялуторовский район, с. Хохлово, а уже в декабре мой дед ушёл на фронт...

Разве назовёшь жизнь этого человека неинтересной, пустой, обычной? Попробую написать дедушке письмо, но очень волнуюсь, су­мею ли выразить чувства, ко­торые испытываю.

«Здравствуй, дорогой дедушка!

Пишет тебе твоя внучка Люда. Это письмо полетит к тебе через года и даже через вековой рубеж, но всё равно ты его получишь! Я – дочь Брониславы, ей 82, она уже вдвое старше тебя. Представля­ешь, это та самая десятилетняя девчонка, какой ты её запомнил, она стала уже прабабушкой.

Детство у твоих детей было та­ким, что и детством не назовёшь. Непосильный труд в тылу, по­стоянное недоедание сказались на их здоровье. Ба­ба Наташа, когда получила изве­щение на тебя, всех успокаивала: мол, пропал без вести – не умер, а потерялся, может, и найдётся. Са­ма-то, видно, сильно переживала – заболела и умерла совсем моло­дой. Да и все ваши дети, кроме мамы, давно уже ушли из жизни, выполнив свой земной долг. Ма­ма – единственное звено, кото­рое соединяет всю родню. 1 Мая, в праздник весны и труда, у неё день рождения. И каждый год в этот день всегда в доме мамы со­бираются дети, племянники, вну­ки, правнуки. Правда, не все, по­тому что, если посчитать, то по­лучится 84 человека! Понима­ешь, дед, сколько нас? И это всё твои потомки: у тебя 14 внуков, 37 правнуков, 32 праправнука и даже есть представительница пя­того поколения – девочка Александрина. Обо всех, конечно, не напишешь. А если в общих чер­тах, то многие внуки (моё поколе­ние) выучились, стали хорошими специалистами: водителями, ме­ханиками, электриками, строите­лями, воспитателями, учителя­ми, культработниками, портными (твои гены – это правда). Многие всю жизнь живут в Хохлово. Есть у нас родные и в Ялуторовске, и в Тюмени, и в Сургуте. Сейчас мы уже почти все пенсионеры. Увы, и на нашу долю выпали лихие годы, те же 90-е. Но трудности закаля­ют. Зато сейчас мы осознаём: что бы ни случилось, как бы ни было тяжело в жизни, выручит труд! Когда Советский Союз распался и на нас свалились без­работица, безденежье, мы находили выход: держали под­собное хозяйство, сажали огоро­ды по 30 соток, работали на до­му, лично я шить стала. Может, тогда и пришло осознание того, что че­ловек жив трудом.

Ну а сейчас дети выросли, на радость нам подрастают вну­ки. Все блага есть, пользуйся на здоровье! Дед, ты бы видел на­ше село! Оно выросло. Скоро наше Хохлово уже станет пригородом. Дороги – как в городе, школа-десятилетка, Дом культуры, детсад, больница, в магазинах столько всего! Возле каждого дома цветы, цветы, цве­ты. А в домах – полная чаша. Ес­ли всё, что мы имеем, перечис­лять, ты и не поймёшь, о чём я рассказываю. Вот, напри­мер, в каждом доме сегодня есть телевизор. Это чудо, о котором вы и не мечтали.Да что там телевизор! Люди уже дав­но летают в космос... И всё это благодаря вам, солдатам, которые воевали за свободу и мир на земле. Поверь, это не просто слова «Никто не забыт и ничто не забыто» – это лозунг, с которым мы живем.

Война закончилась 9 мая 45-го. С тех пор этот день – самый главный праздник в стране, праздник «со слезами на глазах». Это не значит, что ветеранов и героев войны мы почитаем только в этот день. В центре нашего села стоит обелиск, там высечены фамилии погибших. Своему девятилетнему внуку я рассказала, что эта фамилия моего дедушки и твоего прадедушки. И он теперь это знает и гордится тобой. Наши школьники каждый год ездят на раскопки, находят останки погибших, их вещи, боеприпасы и привозят их в школьный музей.

А сколько снято военных фильмов, сколько песен, стихов сложено о вой-не! Какие почести ветеранам, какая забота о них! Это благодарность за чистое небо, за мир без войны. Низкий поклон всем. Мы не знаем, где ты покоишься, но когда меняли памятник бабе Наташе, фотографию сделали двойную, ты и она, и подписали, что погиб наш дед на фронте. Это гарантия того, что долгие годы о тебе будет знать еще не одно поколение благодарных потомков. Прощаться я не буду. Только подпишусь – Коптяева Людмила».

Виктория МИЩЕНКО, ученица 11-го класса Петелинской школы:

– Мы, нынешние выпускники, ещё довольно молоды, но немало знаем о Великой Отечественной войне. Моих бабушку и дедушку часто приглашали в школу, они рассказывали ребятам о своём военном детстве. Более трёх лет они находились в фашистской оккупации. И пусть не воевали, но разве не подвиг выжить тогда, когда это казалось невозможным?!

Отец моего деда уходил на войну вместе с другими мужиками. Всю дорогу до станции маленький Митя не отпускал его руку, на второй руке отец нёс маленького сынишку Ваньку. Мама и старший брат Павка молча шли рядом.

На второй день войны фашисты бомбили их деревню. Деревянный дом семьи горел, как факел. И вдруг мать бросилась в огонь и вынесла из пламени фотографию отца, пробитую осколками снарядов и обгоревшую с одного угла. Жить перебрались к своему деду. В этот же день в село вошли немцы. Девятилетнему ребёнку трудно было понять, почему чужеземцы чувствуют себя хозяевами: врываются в дома, грабят, режут скот?

В полной мере довелось Мите познать все ужасы фашистской оккупации – голод, расстрелы, вечный страх, неизвестность... Девчат насильно грузили в бортовые машины, увозили на станцию и отправляли в Германию. Матерям даже попрощаться с ними не разрешали. Из подростков сформировали бригаду и под дулами автоматов заставляли рыть окопы.

Линия фронта проходила прямо по огородам. Снаряды и бомбы рвались непрерывно. Горели земля и небо. После каждого боя в глубоком рву за деревней женщины хоронили убитых. За малейшую провинность любого могли показательно расстрелять.

Никогда не забыть Мите той страшной картины… Немцы выследили и поймали трёх старших мальчишек – партизанских связных. Всю ночь их жестоко пытали в пустой конюшне, хотели выведать дорогу в лагерь. Подвешивали вверх ногами на крюки, хлестали плётками, ломали пальцы. Утром на окраину деревни согнали всех жителей вместе с малыми детьми и на глазах у них изуродованных до неузнаваемости подростков расстреляли. Только ночью матерям разрешили похоронить сыновей.

...Долгожданная весна наступила. В село прискакал советский кавалерист. Он кричал: «Война закончилась! Победа!». Митя вместе с другими мальчишками, оборванными, худыми, голодными, бежал за мужчиной и тоже что было духу кричал: «Ура!». Он не мог понять, почему плачут мама, соседка тетка Прасковья и даже хромой дядька Кондрат… А потом на столб прикрепили репродуктор, и все слушали про Победу, и было всеобщее ликование. Люди обнимали друг друга, пели, и, казалось, вместе с ними расцветала природа. Никто не стыдился слёз. Это были слёзы великой радости и одновременно великой скорби по погибшим родным. В село не вернулись почти все отцы, мужья, сыновья, ушедшие на фронт. Митин папа тоже не вернулся, вместо него в дом пришло извещение: «... в бою за социалистическую Родину пропал без вести в марте 1943 года».

027-3-4«Сейчас мне очень хочется написать письмо в тот далёкий 41-й, написать одновременно и своему прадеду – Сергею Петровичу Криулину, так и не вернувшемуся с фронта, и своему деду, который в то время был девятилетним ребёнком. На вашу долю выпала непосильная ноша с горьким и страшным именем – война, и вы взвалили её на себя, не ропща. Я знаю, благодаря тебе, мой прадед-солдат Сергей Криулин, мы сейчас живём в свободной стране, под мирным небом. А благодаря дедушке Дмитрию и его рассказам понимаем, как страшна война!

Разве можем мы, молодое поколение, забывать о том, какой ценой оплачена наша жизнь? Разве можем допустить, чтобы война вновь отнимала у людей самое дорогое – их родных и близких, а детей лишала детства?! Никогда! Пусть всегда будет мирное небо! Именно эти слова я адресую своим родным в тот далёкий 41-й год. А обгоревшую фотографию и извещение мы и сейчас бережно храним в нашей семье».

Продолжение следует.


23136