От школьной доски – в облака

Мне повезло в жизни: я был знаком со многими Героями Советского Союза, нашими земляками. И не просто знаком, а неоднократно общался. Среди них Яков Николаевич Неумоев (он, как и я, из Уватского района), Петр Яковлевич Панов, Петр Еремеевич Федоров, Кирилл Петрович Механошин, Николай Филиппович Лапердин, Петр Алексеевич Бабичев, полные кавалеры ордена Славы Иван Егорович Чистяков, Хабибулла Хайрулович Якин…

Этот список продолжает и Тамерлан Каримович Ишмухамедов, о котором я и хочу рассказать.

Родился он в деревне Осиновой Ялуторовского района в 1919 году. Рос бойким, любознательным, увлеченно учился. После школы окончил педучилище и стал преподавателем. Но с детских лет не давала ему покоя мечта подняться в небо. И вот в 1936 году он поступил в авиа-школу.

А на Западе уже собирались тучи войны. Кто не помнит песню «Гренада»? Именно в Испании поднял голову фашизм, чтобы задушить молодую республику. Как и многие товарищи по училищу, Тамерлан не раз подавал рапорт, чтобы его направили добровольцем в Испанию. Не судьба. Впрочем, в те годы он и не думал, что его бои с фашизмом не за горами. А пока Тамерлан усердно осваивает летное мастерство.

Нет, не с первого дня Великой Отечественной повел он счет сбитым вражеским асам. На передовую попал в феврале 1942 года. А воевал Ишмухамедов расчетливо, смело, даже зло. Умело прорывался через заградительный огонь вражеской зенитной артиллерии и расстреливал фашистов, как на учебном полигоне. Старался, чтобы ни одна пуля не пропала даром. Этому же учил на конференции авиаторов, когда его попросили поделиться боевым опытом.

– В руках наших штурмовиков грозное оружие, – говорил Тамерлан Каримович, – и чем больше выдержки каждый из нас проявит, тем быстрее мы добьемся выполнения боевой задачи. А значит, тем скорее победим. Помните, каждый боевой вылет должен быть для нас добрым уроком в летном деле.

Уроки… Много их было у Тамерлана. Первые он получил еще в начальной школе в родной сибирской деревушке. На всю жизнь запомнил слова своего учителя Ахмета Галиуловича Шабикова: «Ты, Тамерлан, мечтаешь стать летчиком. Я верю, ты будешь им. В нашей стране для вас все дороги открыты. Надо только смело идти к своей цели». Этому же учил он и своих учеников в соседнем татарском селе.

Но самые жесткие и суровые уроки преподавал ему враг. И каждый бой, каждый вылет – это крупица опыта, мастерства. И он научился предугадывать маневры противника и умело их отражать. Поэтому отважный штурмовик Тамерлан Ишмухамедов возвращался на свой аэродром с очередной победой.

Это было в предгорьях Кавказа, когда гитлеровцы рвались к грозненской и бакинской нефти, и позднее, когда в апреле 1944 года их штурмовой полк утюжил вражеские позиции и его эскадрилья уничтожила шесть танков.

Надолго запомнился ему бой 4 апреля 1944 года, когда он получил задание уничтожить плавсредства противника в районе Темрюка. Прорвавшись через плотный заградительный огонь зениток, он четырежды заходил на цель и успешно выполнил задание, потопив баржу с военным грузом. Но это оказалось только цветочками. На обратном пути ему встретились семь транспортных самолетов «юнкерс-52». Не раздумывая, Тамерлан пошел на них в атаку, и вот уже один из вражеских воронов падает на берег лимана.

А какие нелегкие бои были за Севастополь! Только в бухте Казачья Ишмухамедов потопил три фашистских катера.

…Март 1945 года. Наш прославленный летчик бомбит вражескую переправу, расстреливает в упор транспорт и живую силу врага на магистралях.

В апреле южнее Штеттина гитлеровцы пошли в контратаку. Наши наземные войска запросили помощи сталинских соколов. Но погода, прямо скажем, стояла далеко не летная. Попытки нескольких эскадрилий пробиться к цели успехом не увенчались. Однако Тамерлан сумел-таки выйти со своей группой в назначенный район и уничтожить три противотанковых орудия, самоходку и до сорока гитлеровцев. Контратака врага была сорвана.

А через несколько дней сибиряк бомбил пригороды Берлина. За семь боевых вылетов – три противотанковых орудия, 25 гитлеровцев. А когда он однажды возвращался на свой аэродром, встретился с четырьмя «фокке-вульфами-190». Один из них, оставляя дымный шлейф, грохнулся на полуразрушенное здание. Его «снял» стрелок экипажа Тамерлана. Это был 188-й боевой вылет аса Ишмухамедова.

Всего за войну на его счету до четырехсот фашистских солдат и 162 офицера, 67 противотанковых, самоходных батарей и зенитных орудий, 22 танка, 6 катеров и 15 самолетов противника.

Известие о победе застало его за штурвалом боевой машины.

Огневые годы остались позади. Три ранения получил Тамерлан Каримович. Грудь его украсили орден Ленина, Золотая медаль Героя Советского Союза, два ордена Красного Знамени, два – Отечественной войны первой степени, Красная Звезда и многочисленные медали.

Но удивительно немногословным он был, когда его просили рассказать о боевых подвигах. А на встречах со школьниками Тамерлан Каримович всегда призывал четко и неуклонно идти к намеченной цели.

– Мечта моя исполнилась, – говорил он. – Я стал летать. Но для этого потребовались долгие годы учебы и неимоверное упорство. Может быть, желание стать мастером своего дела и помогло мне сохранить жизнь в суровые годы войны. А вам, ребята, желаю никогда не знать, что такое война. Пусть над вами всегда будет голубое небо!


23106