Предпринимателя может обидеть каждый: Роспотребнадзор, налоговая, ГИБДД, пожарная инспекция… Но главный обидчик бизнеса – непродуманные, сырые законы, которые выпекает законодательная власть.
С этим согласен депутат Государственной Думы РФ Вячеслав Тетёкин, инициировавший в Тюмени круглый стол по проблемам малого и среднего бизнеса.
Какие же государственные ограничения мешают жить, работать, развиваться нашему малому бизнесу? Прежде всего разного рода запреты. Например, на торговлю алкоголем и сигаретами вблизи детских образовательных и медицинских учреждений. И это правильно – кто спорит.
– Но под запрет попадает любой объект, имеющий хотя бы намек на образовательную или медицинскую деятельность: авто-школы, курсы повышения квалификации, организации типа «Оптика». Причем новая точка может появиться гораздо позже магазина, торгующего алкоголем. Ему теперь что – закрываться? – задал нериторический вопрос президент Ассоциации малых и микропредприятий в сфере торговли Тюменской области Владимир Панов.
Эксперт Сергей Горбачев выступил с сообщением об оптимизации налогообложения в РФ. Разветвленность и перманентная изменчивость системы налогов не дает бизнесу эффективно развиваться. Единый социальный налог, по мнению Горбачёва, самый оптимальный. А если бы еще правительство вместе с Госдумой приняли решение о его снижении, то это было бы самой лучшей антикризисной мерой защиты малого предпринимательства. Он напомнил, что в 2000 году правительство поступило мудро, снизив налог на доходы физических лиц с 30 до 13 процентов. В результате поступления в бюджет увеличились в два раза. Тот же эффект мы можем иметь и сейчас.
Еще один перекос: есть отрасли, которые, наоборот, почти не регулируются. Совершенно стихийно развивается система бытового обслуживания (парикмахерские, ателье, мастерские по ремонту, салоны красоты, прачечные, химчистки и т.п.). Хотя сфера услуг является индикатором состояния национальной экономики.
– Было время, когда предприятия службы быта ранжировались по разряду, категорийности. Клиент знал, придя, например, в парикмахерскую, специалист какого уровня его обслуживает и сколько он должен за эту услугу заплатить. Сейчас классификатора услуг не существует. И специалист-профессионал, и девчушка, едва научившаяся держать в руках ножницы, назначают одинаковую цену. Кроме того, организации бытсервиса – это бизнес специфический, он нуждается в государственных преференциях. Поэтому необходим федеральный закон об основах организации бытового обслуживания населения, который бы упорядочил эту деятельность, – считает предприниматель Татьяна Сандалова, поднявшая проблему.
Требует улучшения Закон о рекламе. Он был принят в 2006 году, но без технического регламента – самой главной части, регулирующей рекламную деятельность.
– В результате нас заставили ориентироваться на стандарты ГАИ. Если им следовать, то нигде нельзя устанавливать рекламные носители. Они всегда будут противоречить ГОСТу ГАИ, – с горечью говорил предприниматель Владимир Попов. – Девять лет прошло, а регламента нет. Почему с депутата, инициировавшего тот или иной закон, не спрашивают, работает ли этот закон?
В то же время участники круглого стола отмечали некую зарегулированность предпринимательской деятельности на уровне государства («Шагу не ступишь, чтобы не нарушить какой-то регламент»). Штрафы за самую мелкую провинность стали постоянным спутником бизнеса.
Почему так происходит?
– Основная масса законопроектов сейчас идет не «снизу», а вносится правительством, члены которого в большинстве своем – гарвардские мальчики. Они не имеют практического опыта работы, не знают наших реалий и ориентированы на Запад. Наспех принятый закон приходится потом корректировать. Бывает, обсуждаем 30-40 законопроектов в день, точнее – поправки к ним, – рассказал о «кухне» Госдумы Вячеслав Тетёкин.
– Один только Налоговый кодекс с 2011 года претерпел 142 изменения, – напомнила Лариса Невидайло, тюменский бизнес-омбудсмен.
Она также посетовала, что в Госдуме долго рассматриваются законопроекты с мест. Год назад Тюменская областная Дума отправила свои предложения «О внесении изменений в Федеральный закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности». Это очень важно для развития придорожного сервиса, поскольку закон обязывает предпринимателей строить за свой счет полосу разгона и торможения. Стоимость ее – от 5 до 10 млн рублей. Данная работа должна проводиться за счет владельцев дорог. Полгода лежит в Госдуме еще один законопроект, который освободил бы малый и средний бизнес от необходимости оплачивать услуги фирм, проводящих социальную оценку труда.
Лариса Невидайло уверена: бизнесу нужны дешевые длинные кредиты и предсказуемые налоги. Это залог его успешного развития.



