Тобольск, облик которого нам сейчас так привычен, приобрел его примерно два века назад. И насколько же была верна и талантлива рука того творца, оставившего для нас непогрешимый рисунок улиц, контуры храмов и главную доминанту кремлевской панорамы – колокольню Софийского двора.
Это о внешних чертах города, сохранивших в себе и пышность, и строгость, и классический контур, без чего сегодня его невозможно представить.
Второй краеугольный камень, заложенный тогда же, – академическая структура обучения, созданная по образцу лучших классических учебных заведений, давшая основу всему сибирскому образованию – Тобольская духовная семинария, получившая среди современников полушутливое название «Сибирские Афины». И без ее существования невозможна была бы культурная атмосфера в некогда необразованном краю, оказывающая влияние на всех нас и по сей день.
И в первом, и во втором начинании самое активное участие принимал один из сибирских святителей, чье имя приходит на память далеко не каждому знатоку истории прошлого Тобольска. Это архиепископ Варлаам (Петров (1728–1802 гг.), остававшийся на своем посту почти тридцать три года (1768–1802 гг.) и чьи мощи находятся ныне в храме Святой Софии. Он был современником Ломоносова, Державина, Карамзина и многих замечательных личностей восемнадцатого столетия. Он родился в семье московского священника Петра Шапошникова на третий год после того, как ушел из жизни великий российский преобразователь Петр I. Через два года появился на свет его брат, известный нам как Гавриил (1730–1801 гг.), ставший затем митрополитом Новгородским и С.-Петербургским. И тот, и другой избрали путь духовный, оставив о себе память значимую и весомую, а потому оба они вписаны наряду со своими современниками в анналы российской истории. Возможно, родитель их встречался с первым российским императором, как-никак, а церковь, где он служил, находилась вблизи Московского Кремля, и наверняка он рассказывал своим сыновьям о преобразованиях, происходящих у него на глазах. Во всяком случае дух, веяния той эпохи дети должны были впитать с малолетства.
До назначения своего в Сибирь святитель Варлаам прошел непростой путь от простого инока до игумена старинных православных монастырей вначале Псковской, а затем Тверской епархий. То были центры книжности, иконописания и строгого ведения монашеского образа жизни, что и впитал в себя будущий сибирский владыка, привезя в Тобольск собственные задумки о культурном преобразовании края.
Ровно сорок лет исполнилось епископу Тобольскому и Сибирскому, когда ступил он под своды кафедрального Софийского собора, возвышавшегося на берегу Иртыша. Думал ли он о том, что под этими сводами суждено ему остаться навечно? Вполне возможно, ведь современники считали его провидцем, умеющим читать мысли человеческие и предвидеть будущее.
Что же застал епископ Варлаам в первопрестольном Тобольске, прибыв в него? Ему было с чем сравнивать еще относительно молодой, но стремительно развивающийся город, который существовал всего лишь неполных два века. Но по числу действующих и возводимых храмов он мог сравниться с крупными городами Центральной России. Правильно говорили на Руси: «Каков строитель, такова и обитель». Добрые строители управляли Сибирской митрополией и до него, а потому новому епископу было с кого брать пример, чье дело продолжить.
Каменное строительство началось в Сибири в 1680-е годы, еще во время правления царя Федора Алексеевича (сводного брата Петра I), и велось оно до знаменитого указа 1714 г., связанного с повсеместным прекращением «каменных сооружений» из-за нехватки мастеров для вновь возводимого С.-Петербурга. Возобновилось оно лишь в 1740-х годах, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, и продолжалось до конца восемнадцатого столетия уже под непосредственным руководством владыки Варлаама, когда внешний облик города был доведен до совершенства.
В елизаветинскую эпоху сибирские архипастыри менялись довольно часто, потому многие храмы десятилетиями стояли в лесах, недостроенные и неосвященные. И вот на долю владыки Варлаама выпала нелегкая участь продолжить этот процесс, сделать его стабильным и неугасимым. Достойно удивления то усердие, с каким преосвященный занимался строительством церквей и иных сооружений во вверенной ему епархии. Если проследить весь период его пребывание на архипастырском посту, то не найдется и года, когда бы ни возводилось или ни подновлялось то или иное здание, которые и до настоящего времени исправно служат своим прихожанам.
Символично, что 13 сентября 1768 г. в нагорной части Тобольска была заложена каменная церковь во имя Петра и Павла, а 5 октября 1768 г. был хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского архимандрит Варлаам, носящий фамилию одного из этих апостолов – Петров. И освящать тот храм 10 августа 1774 г. выпало именно ему.
В 1771 г. была освящена Покровская (Крестовоздвиженская) церковь, в 1780 г. при ней построена колокольня. А вот строительство Сретенской, или Пятницкой, церкви в каменном исполнении началось еще 5 августа 1754 г., освящена же она была епископом Варлаамом в 1770 году. И лишь 24 мая 1775 г. освятили верхний её придел. Судьба этого храма, как и у многих людей, довольно непростая – ему пришлось пережить и наводнения, и пожары, а сегодня стоит он без купола и креста, оставаясь одним из немногих храмовых сооружений неприкаянным и поруганным. В 1775 г. было начато строительство храма на городском кладбище во имя Семи отроков.
Гордость Тобольска, первый каменный храм за Уралом – Софийско-Успенский кафедральный собор, построенный добротно московскими мастерами более столетия назад, требовал срочного ремонта. Сумма на реставрационные работы требовалась немалая, но средств на это в епархии не было. Как писал историк XIX века Н.А. Абрамов: «По ревности к благолепию первопрестольного в Тобольске храма и необходимости обновления его, преосвященный Варлаам, по неимению средств, просил Императрицу Екатерину II о пожаловании из казны исчисленного по смете количества денег на исправления собора». Императрица, «уважая благочестие и полезное служение сего архипастыря», разрешила выделить 15 521 руб. 30 коп. на ремонт собора. За три года кафедральный собор был отреставрирован: «покрыт железом с окраскою малахитом, а маковица на большой главе и кресты вызолочены. На шее под маковицей изображены Христос с 12 Апостолами; иконостас поновлен, по тому же прежнему греческого стиля письму». 20 июня 1787 г. он был освящен «со всею торжественностью, при многочисленном стечении всех сословий».
Но епископ Варлаам на этом не остановился, а решил построить новую кафедральную колокольню, которая и в наши дни служит главным ориентиром для всей городской застройки. В 1784–1786 годах было начато ее строительство. Проект колокольни составил первый тобольский губернский архитектор поручик Александр Гучев. Кладка стен началась лишь в 1791 г., после того как фундамент ее шесть лет простоял доступный дождям и снегу, что вскоре дало о себе знать: «будучи выкладена 11 сажень, от несоответственности фундамента, 10 июля 1792 года упала».
Можно себе представить, какой удар постиг владыку, да и всех православных жителей города! Все пришлось начинать сначала и на новом месте, но соборная колокольня высотой в 27 саженей была завершена через три года и освящена владыкой совместно с двумя приделами во имя святых Афанасия Афонского и Сергея Радонежского.
Но на этом строительство на архиерейском дворе не было закончено. Владыка Варлаам вновь обратился к императрице, и та выделила значительную сумму – 18 000 рублей. На эти деньги удалось построить монашеский корпус, консисторию и трехэтажный архиерейский дом. Впоследствии в верхнем этаже архиерейского дома была устроена так называемая домовая крестовая церковь во имя сошествия Св. Духа. Освящение ее 4 июля 1798 г. произвел лично владыка, который к тому времени «за усердные архипастырские труды» был уже наделен саном архиепископа.
В апреле 1788 г. Тобольск постигло страшное несчастье – пожар, во время которого сгорело 1100 жилых строений и пострадали практически все городские храмы. Но, несмотря на значительные потери, жители города поддержали своего архипастыря и жертвовали личные средства на восстановление святынь, участвовали в работах по их восстановлению. За три года большинство из пострадавших церквей удалось подновить, церковную службу в них возобновить.
Способствовал преосвященный завершению работ и в храмах, возведенных задолго до него. Так, церковь Богоявления Господа, одна из древнейших в Тобольске и Сибири, строилась довольно долго, а потом неоднократно перестраивалась. Престол в ее верхнем храмовом помещении был освящен преосвященным Варлаамом в 1794 г. Им же за собственные средства для Богоявленского храма подновлен после пожара местный образ Богоявления Господня, а также пожертвована золотая панагия с мощами св. великомученицы Варвары.
Дальновидность и прозорливость владыки проявились и в открытии в селе Абалак нового мужского монастыря, переведенного туда по его представлению из Невьянска в 1783 г. В дальнейшем монастырь стал одним из самых почитаемых мест в Сибири благодаря хранящейся там чудотворной иконе Абалакской Божьей Матери. А близ Тобольска находился Междугорский Иоанновский монастырь, где по распоряжению преосвященного в 1774 г. построили каменный одноэтажный корпус, а в 1780 г. – еще один. В 1790 г. в том же монастыре возвели каменное двухэтажное здание, где разместили зимнюю церковь во имя Казанской Божией Матери. 1784 г. воздвигли церковь Преображения в селе с одноименным названием (неподалеку от Абалака).
В Тюмени при владыке Варлааме были построены церкви: Успенская, Знаменская, зимняя св. Иоанна Златоуста, летняя Знаменская, Крестовоздвиженская (Николаевская), Спасска, Михаила Архангела, Иоанна Предтечи, Вознесенская.
На средства богатого предпринимателя Походяшина в Тюменском округе в селе Успенском 27 мая 1772 г. была заложена каменная церковь Успения Божьей Матери с приделом Иоанна Златоуста. Она была освящена преосвященным Варлаамом во время его путешествия по епархии 1 сентября 1779 г.
В Кургане в 1770 г. начато строительство Троицкой церкви; в Ишиме 20 июля 1793 г. освящена Богоявленская церковь; в Таре в 1773 г. основана Знаменская и примерно в то же время Николаевская и Успенская; в 1784 г. Тихвинская на городском кладбище; в 1791 г. заложена Пятницкая. На севере епархии, в Березове, во второй половине XVIII в. были построены: Богородице-Рождественская, Антония и Феодосии и Воскресенская церкви. В Томске в Александровском монастыре начинают действовать Казанская церковь и приходские: Богоявленская и Духосошественная. В Барнауле – Петропавловская. В Енисейске: Троицкая, св. Захарии и Елисаветы, Успенская и Крестовоздвиженская. Только под Тобольском в близлежащих сельских приходах при владыке Варлааме было открыто 38 храмов! А всего в Сибирской епархии в период его правления насчитывалось около 100 храмов, большая часть которых находилась в стадии строительства.



