Там есть куда деньги потратить

В антикризисном плане недостает постановочной задачи

Как и ожидалось, год начинается бурно. На Давосском экономическом форуме первый вице-премьер Игорь Шувалов официально объявил о жесткой посадке отечественной экономики. Обнародован антикризисный план, где много говорится об импортозамещении.

В этой связи недурно бы обратиться к производствам, которые работают в условиях жесткой иностранной конкуренции. Производство аккумуляторных батарей для этих целей вполне подойдет. Тем более что в Тюмени находится один из крупнейших в России заводов, продукция которого успешно конкурирует с ведущими иностранными брендами.

Даже выигрывает. В 2004 году аккумуляторы TYUMEN и TYUMEN MEDALIST признавались лучшими на рынке России. В 2013-м «TYUMEN BATTERY Лидер» обошел конкурентов на один балл – и это при пятибалльной системе подсчета! Партию из 27 различных марок импортных и отечественных аккумуляторов закупил по Интернету журнал «За рулем», а проверялись они в профильной лаборатории Минобороны РФ.

Тюменский аккумулятор выиграл, в том числе у аккумуляторных батарей крупнейшей американской корпорации Johnson Controls (бренды Varta и т.д.). Автомобильный журнал рассматривал подобное достижение как «самое большое чудо» и списывал «на космос» и «прочие индустриальные объекты», на которые поставляются тюменские батареи.

Индустриальные батареи являются одним из основных направлений тюменского завода и определяют уровень. Однако ведущие производители, и ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» в том числе, производят батареи различных типов примерно на одном и том же оборудовании и используют практически одни и те же материалы.

Подавляющую часть комплектующих батарей завод делает сам. Объяснение до банальности простое: как только появлялся крупный контракт, так обязательно его выполнению что-то мешало. Теория заговора тут ни при чем. реальная жизнь, когда заваливалось то одно отечественное предприятие-поставщик, то другое, хлеще любого заговора. Иностранные поставщики тоже не особо спешили помочь – у них все расписано на годы, отвлекаться на какой-то единичный, тем более мелкий, заказ они не будут.

– Стабильность в бизнесе дорого стоит, – замечает генеральный директор Александр Кореляков. – Это у нас обращаются на завод, как в магазин! «Надо!». На вопрос, когда надо? Ответ: «Еще вчера». Тендерная политика мало изменила русские привычки.

Генеральному директору удалось с советских времен сохранить инженерный коллектив, который, собственно, и обеспечивает импортозамещение. Поверженный бренд ведущего мирового производителя – тому подтверждение.

Помнится, в ответ на поздравления коллег-директоров аккумуляторных заводов Александр Кореляков говорил «не надо обольщаться!», корпорация Johnson Controls имеет практически неограниченные финансовые и политические возможности и уже подмяла под себя европейских производителей. Через пару лет они планируют зайти в Россию – и «подавят нас, как котят!».

Судя по политическим катаклизмам, Johnson Controls в ближайшие годы вряд ли организует производство в России, хотя на американские компании катаклизмы меньше влияют. Правда, с продажей нынче не очень задалось. Судя по статистике, за 11 месяцев американская корпорация поставила в Россию 748 тыс. батарей (бренды Varta и Optima) – минус 33% по отношению к аналогичному периоду 2013 года.

Другие крупные поставщики на российский рынок – украинские предприятия – тоже сильно сдали свои позиции. Президент ГК «Аком» Николай Игнатьев (другой крупнейший отечественный производитель аккумуляторов, базируется в Жигулевске) поясняет на страницах «Известий», что «Веста-Днепр» реализовала на территории России 203 тыс.(–72%). На данный момент завод временно простаивает. Завод ISTA (контролируется Петром Порошенко) поставил в Россию 54 тыс. аккумуляторов (– 63%).

В целом импорт аккумуляторов сократился на 25%, но украинские компании падают по импорту даже быстрее, чем рынок. Это связано не только с охлаждением интереса к украинским товарам, но и с общими проблемами предприятий.

Если говорить о рынке аккумуляторных батарей, на котором, собственно, и реализует свою продукцию тюменский завод, то он делится примерно в равном соотношении между отечественными и импортными предприятиями. Среди крупнейших импортеров выделяются уже упомянутые американская компания Johnson Controls (бренды Varta и Optima) и украинская «Веста-Днепр».

Николай Игнатьев сообщает, что «украинские бизнесмены неоднократно выходили на него с предложением приобрести свои активы. В частности, ISTA предлагала «Акому» купить всё украинское предприятие целиком, а завод «Веста-Днепр» пытается продать современное австрийское сборочное оборудование, которое недавно приобрел в лизинг. «Веста-Днепр» не смог рассчитаться по договору лизинга, и сейчас «Сбербанк» продает эту технику», – входит в подробности Игнатьев.

Генеральный директор Александр Кореляков, очевидно, в курсе событий, но предпочитает в детали не вдаваться.

– На этом фоне, – замечает он, – производство отечественных аккумуляторных батарей в 2014 году выросло на 8,5%. Самый большой рост в четвертом квартале – 12,9%.

Кореляков приводит официальную статистику четвертого квартала по отношению к третьему кварталу среди отечественных производителей. Она выглядит следующим образом:

ЗАО «АКОМ», Жигулевск – рост выпуска в четвертом квартале по отношению к третьему 109,2%; ООО «Исток» и ООО «КЗА», Курск – 87,6%; ОАО «Тюменский аккумуляторный завод», Тюмень – 116,5%; филиал ООО «Тубор», Нижегородская обл. – 98,6%; ЗАО «АкТех-Байкал», Иркутская обл. – 121,4%; ЗАО МПКФ «Алькор», Тюмень – 160,2%; ООО «ТАНГСТОУН», Рязанская обл. – 120,3%, ОАО «ЭЛЕКТРОИСТОЧНИК», Саратов – 1129,9% (в III квартале саратовский завод изготовил всего 7,7 тыс. штук, отсюда рост на тысячу с лишним процентов); «другие производители» – 116,6%.

Вот, собственно, и вся картинка отечественной аккумуляторной подотрасли (так это раньше называлось, сейчас в Классификаторе нет даже самого понятия «отрасль»).

В начале года отечественные предприятия традиционно переживают не лучший период. Один директор 26 декабря распустил людей до 1 февраля на каникулы, «звонит накануне»: «Саша, я февраль тоже решил не работать», потому что «лучше вообще не работать, чем работать в убыток».

«Другой поднял цены, и у них ничего не покупают. Просит: «Ты хотя бы объяви о повышении цен, а сам можешь не поднимать – это даст нам вздохнуть. Нет оборотных средств, не на что купить материалы!».

В общем, выживают, кто как может. Если взять ОАО «Тюменский аккумуляторный завод», то в результате падения рубля предприятие потеряло 38 процентов оборотных средств. «И первая задача – восстановить. Сделать это можно только за счет игры с ценами. Но ведь можно так поднять, что и покупать никто не будет».

– Поэтому когда говорят, что, опустив рубль, «мы дали вам шанс», я рассматриваю подобные заявления как издевку: сначала залезли в карман, а потом – развивайтесь! Развиваться лучше, когда есть деньги! – замечает директор.

Насколько я мог понять, ситуация у него несколько лучше, чем на других предприятиях. Объяснение все то же – импортозамещение, которое выручает завод даже в экстраординарных ситуациях. К примеру, в 2014 году немецкий поставщик не смог поставить на завод оборудование «двойного назначения» – под угрозу попал крупный контракт на поставку аккумуляторных батарей, заводчане изготовили оборудование сами.

На предприятии принят антикризисный план, где прописано: ответственный, финансирование и сроки. По мнению Александра Корелякова, такой же план должен быть и по отрасли, тем более что список предприятий умещается на крохотном листочке.

– В начале 80-х годов я учился в Москве в Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР и ЦК КПСС. На факультете «Управление народным хозяйством (УНХ)». Были курсовые работы типа – составить план мероприятий освоения нового изделия, – вспоминает Кореляков. – Правило такое: сначала цель – наименование изделия, – какие ресурсы для этого есть и что еще для этого надо. Финансирование. Сроки. Ответственные.

Сегодня же, когда я знакомился с правительственным антикризисным планом, был несколько удивлен. Поскольку считал, что план должен выглядеть так. Например, в электронной промышленности не хватает элементной базы, чипов и т.п., закупают на Западе и в Израиле. Поэтому надо построить два-три новых завода или модернизировать старые. Где строить, какие у них должны быть мощности. Какие предприятия подлежат модернизации. Необходимые финансовые средства, в каком банке будет открыта кредитная линия и как этот банк получит бюджетные средства для данного кредитования. Сроки. Ответственные за проект.

К сожалению, в плане все наоборот. Как будут розданы деньги – есть, а на что они пойдут – непонятно. На заводе я бы ничего подобного не позволил. Сначала цель, а потом деньги. У антикризисного плана нет главного – конкретной постановочной задачи.


22958