Кто-то спросит, почему в международном сообществе принято 2 февраля отмечать День водно-болотных ресурсов? Зачем болота охранять, там одни пиявки да лягушки? А вот зачем.
Большинство низинных малых рек берет начало в болотах. Среди самой грязной жижи вдруг замечаешь пузырьки – тут, там, вот еще. Вздуваются и лопаются, будто кикимора болотная здесь кашу варит. А от этих пузырящихся скважин по поверхности тины струится, тянется и уходит вниз по течению чистейший ручеек. К нему прибиваются соседние – такие же едва заметные родниковые струйки. объединяются они и бегут дальше, собирая по пути другие ручейки.
Так и наша речка Липовка зарождается в подгорной болотистой местности, именуемой в народе Белой глиной (здесь добывали для изготовления кирпичей и других строительных нужд белую глину). С осени до начала половодья реченька умеженивается до ручейка, а летом становится полноценной рыбной рекой. С северо-восточной стороны огибает она столетний бор, с западной – возвышенное урочище «Пионерский лагерь». И в самое полноводье делает эти уникальные живописные леса, богатые зверьем и птицей, ягодами и грибами, островами. Тем самым спасает от пожаров, которые нередко устраивают люди в соседних лесах.
Липовка питает водами медлительную и могучую, иногда, как кажется, даже коварную и не очень-то ласковую Тавду. Впрочем, во все времена остающуюся для людей, живущих вдоль ее берегов, рекой-кормилицей. В многоводье Тавда расходится так широко, что левобережье с подтопленными ивняками, красноталовыми кустами, хвойно-лиственными гривами можно проплыть километров на десять. Сюда, на залитые болотада пойменные луга, собираются на нерест многочисленные стаи красноперок, язей, уклеек, окуней, речных карасей, стерляди. Места эти – излюбленные угодья для сотен рыбаков и охотников, как местных, так и приезжих.
Сейчас на Белой глине – белое безмолвие. Только шуршат на ветру стены сухого камыша, торчащего над снежным настом. Но тишина эта только кажущаяся. Сколько следов вокруг! Вон заячьи петли, рядом – лисьи цепочки, а у многих кочек, нахлобучивших на себя белые папахи, – стежки от маленьких лапок мышек-полевок. Тут сорока приземлялась, ковыряла зачем-то старую корягу. Там – рябчики и глухари истоптали-испотрошили клюквенные бугорочки. Жизнь не замирает, не останавливается на болоте в зимнюю стужу.
А я жду апреля, когда над болотом раздадутся радостные крики: «Чьи вы, чьи вы». Красавцы хохлатые появятся – чибисы, значит, весна наступит окончательно. За ними дадут о себе знать и другие многочисленные жители тин-болотин. На ночь останавливаются передохнуть на нашем болоте лебеди и журавли, у которых, видимо, путь дальний – на север.
А в конце апреля вдруг заблеет на болоте барашек. Это бекас прилетел. Он начинает токовать в воздухе. Поднимается высоко вверх и стремительно падает. В бинокль можно заметить, что «блеяние» это возникает от вибрации концов крыльев. Где-то на кочке находится самка, перед которой и демонстрирует свое мастерство «летчика-профессионала» этот длинноклювый ухажер.
Бекас – птица крайне осторожная и чуткая. Даже кормится на грязевых отмелях и сырых лугах только ночью. Способность к стремительным маневренным полетам помогает ей спасаться от четвероногих и двуногих охотников. Надо быть отличным стрелком, чтобы добыть ее в качестве дичи. Кстати, английское название бекаса (Snaipe) объясняет происхождение слова снайпер. Пряча малышей в гнезде, самка стягивает траву над собой так, что получается шалашик. Отец семейства добросовестно выполняет свои родительские обязанности до той поры, пока детки-пуховички не станут на крыло, даже водит их на прогулку.
А в конце июля – начале августа может совершенно безответственно бросить их вместе с мамашей на произвол судьбы – бекасы-самцы среди перелетных птиц в числе первых отправляются в летнюю миграцию ближе к югу.
И так можно рассказать подробно о каждом жителе болотных угодий. Все они (утки и змеи, лягушки и журавли) по-своему интересны и удивительны.
А болота ценны еще тем, что они являются своеобразными фильтрами в природе. Если леса выполняют роль легких планеты, то болота – роль печени, очищающей «нехорошие» осадки и творящей «кровь» – воду. Неслучайно водно-болотные ресурсы Западной Сибири объявлены решением ЮНЕСКО территорией, особо значимой для всего мира и нуждающейся в сбережении и охране. Сибиряки могут гордиться тем уже, что обладают самым большим на Земле естественным и постоянно самообновляющимся резервуаром пресной воды.



