Их называют «дети Великой Отечественной войны». Тех, кто родился с 1928 по 1945 годы. Безотцовщина, выросшая, как сорняк у дороги, выжившая, несмотря на голод, холод и тревожное время.
В Архангельском сельском поселении Исетского района на соседних улицах проживают Агафья Ивановна Котлова и Нина Михайловна Кремлёва, судьбы которых схожи, словно написаны под копирку.
Их детство украла война. Агафье Ивановне было 8 лет, а Нине Михайловне – почти 4 года, когда началась Великая Отечественная. У обеих забрали отцов на фронт, откуда мужчинам не суждено было вернуться, и матери бились, как рыба об лёд, чтобы вырастить детей.
Агафья Ивановна родилась в деревне Таловка. Военное время вспоминает со слезами на глазах:
– Папу призвали в сорок первом году, а в сорок втором уже пришла похоронка. Перед этим получили письмо от него со словами: «Нас отправляют на фронт, не пишите, пока на место не приедем, чтобы письмо не потерялось». Мама с раннего утра и до позднего вечера работала, за мной и старшим братом присматривала бабушка.
Не пришлось ей окончить четвертый класс: надеть было нечего, голодали. Чтобы не мерзнуть и хоть как-то согреться, собирали и возили на корове ветки, пеньки из леса. Или на себе, запрягались в санки.
– А питались-то мы чем? Под снегом выискивали мёрзлую картошку, лепёшечки из неё лепили и на печке пекли. Ходили за полевым луком, травы собирали, лист боярышника, кобылятник мелко резали, мешали с чем-нибудь и жарили.
После Победы маленькая исхудавшая девчушка работала не покладая рук: летом с поля от комбайнов мешки весом по 70 килограммов возила на быках на зерносклад, хорошо, что мужчины помогали загружать, зимой трудилась на лесозаготовках.
В 1954 году вышла замуж за Николая Тимофеевича – электрика из села Архангельское, где впоследствии они обосновались. Вскоре родилась дочь. Через некоторое время решили молодые строить свой дом, в котором, кстати, Агафья Ивановна до сих пор живёт.
Дети войны воспитаны трудом, патриотизмом, доблестью. А.И. Котлова не гнушалась никакой работой, выполняла любую, даже ту, что казалась не по силам.
– По молодости пришлось самой поднимать тяжёлые фляги с молоком, когда работала на молзаводе, – рассказывает она, – на ферме за цыплятами и курицами ухаживала, на зерноскладе спину гнула.
Сейчас, спустя многие годы, та тяжёлая работа даёт о себе знать: давление скачет, руки-ноги болят, сердце «шалит». Но женщина не унывает, она даже огород намеревается будущим летом сажать, пусть немного, несколько грядок. С 1995 года, как не стало супруга, живёт одна. Единственная дочь в Тюмени, но часто навещает маму, помогает, поддерживает.
Нина Михайловна Кремлёва среди прочих дорогих её сердцу вещей очень дорожит книгой в синей обложке. В ней – свидетельство её вынужденного сиротства. На странице 334 первого тома книги «Память» об участниках Великой Отечественной, выпущенной в 1994 году, запечатлено имя её погибшего отца – Михаила Ивановича Тоболкина.
Военное детство у Нины было непростым. Мама работала от темна до темна, оставляя дочь с бабушкой. С наступлением Победы Нина Михайловна пошла учиться в школу, ей в ту пору было уже девять лет. После седьмого класса девушку позвали работать на ферму – нужно было помочь женщинам ухаживать за цыплятами.
В 20 лет вышла замуж за слесаря ПМК Петра Андреяновича, с которым вырастили сына и дочь.
Как и Агафья Ивановна, не знала отдыха, лениться тогда было стыдно. После того как куриц «переселили» в совхоз «Коммунар», работала пельменщицей в столовой, потом на зерноскладе. А дома, кроме всего прочего, было хозяйство немаленькое: коровы, свиньи, гуси.
Голодное босоногое детство и юность аукнулись проблемами со здоровьем. Год назад Нина Михайловна сломала ногу, боль до сих пор не даёт свободно передвигаться.
Уже 13 лет нет рядом с Ниной Михайловной супруга. Но внуки и правнуки часто навещают бабушку, помогают по дому.
Люди, вынесшие ужасы войны, выжившие наперекор всем бедам, могут многому научить подрастающее поколение. Например, мужественности, патриотизму, трудолюбию. Нужно только не лениться расспрашивать, слушать их и запоминать.



