Чижевский родился в посаде Цехановец Гродненской губернии, в семье высокообразованного кадрового военного из именитого дворянского рода. С раннего детства удивлял окружающих своей любознательностью, начитанностью и памятью. По своей системе изучал иностранные языки, историю, философию, увлекся живописью, музыкой, литературой, писал стихи. В двадцать лет окончил Московский археологический и Московский коммерческий институты, учился почти одновременно на физико-математическом и медицинском факультетах Московского университета.
В 21 год он – доктор всеобщей истории (защитил диссертацию на тему: «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса»), позднее – профессор Московского университета и Московского археологического института. В тридцатые годы прошлого столетия ученый общался с Циолковским и даже жил какое-то время в Калуге, чтобы быть рядом с великим космистом. Их дружба продолжалась двадцать лет. В это время Чижевский возглавил Центральную лабораторию ионизации, написал работы, посвященные влиянию солнечной активности на все сферы Земли.
В своих статьях и книгах мыслитель доказывал, что циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, изменяя жизненные процессы, начиная от урожайности и кончая заболеваемостью и психической настроенностью человечества. Циклы сказываются на динамике исторических событий: войн, восстаний, революций, политико-экономических кризисов. Ученый доказал периодичность явлений на Солнце, которые повторяются через 11 лет, их влияние на интенсивность размножения и темпы роста организмов нашей планеты. Ученый связывал радиационные потоки, идущие к Земле, с космической средой, считал их подлинными творцами «лика Земли». В книге «Солнце и мы» он писал: «Проникая в среду Земли, они заставляют трепетать в унисон каждый ее атом, на каждом шагу они вызывают движение материи и наполняют стихийной жизнью воздушный океан, моря и сушу. Встречая жизнь, отдают ей свою энергию, чем поддерживают и укрепляют ее в борьбе с силами неживой природы. Органическая жизнь только там и возможна, где имеется свободный доступ космической радиации, ибо жить – это значит пропускать сквозь себя поток космической энергии в кинетической ее форме». Ученый считал, что прогноз суточных и месячных колебаний солнцедеятельности позволит предвидеть нежелательные явления в биосфере и социальной среде, избегать опасных последствий.
Позиция мыслителя по отношению к физическому и духовному миру, осознание единства земной природы с космосом не находило понимания у многих ученых. Лабораторию ионизации ликвидировали, научные работы Чижевского издавались только на иностранных языках за рубежом, хотя к этому времени он являлся основоположником космической биологии, гелиобиологии, космологии, электродинамики, биоорганоритмологии, аэроионификации.
В мае 1939 года Чижевского избрали одним из почетных президентов первого международного конгресса по биофизике и биокосмике и выдвинули на соискание Нобелевской премии «как Леонардо да Винчи двадцатого века». Когда мыслителя не пустили за границу, съезд принял специальный меморандум по поводу отсутствующего председателя: «Гениальные по новизне идеи, по широте охвата, по смелости синтеза и глубине анализа труды поставили профессора Чижевского во главе биофизиков мира и сделали его истинным гражданином мира, ибо труды его – достояние человечества».
В книге «Земное эхо солнечных бурь» ученый предложил новое философское понимание всемирной истории, доказывая, что на всех уровнях сложнейшей организации биосферы, от общей ее системы до одноклеточных организмов, он впервые увидел общемировой пульс, великую динамику природы в ее космическом измерении, различные части которой «созвучно резонируют одна с другой».
В 1942 году Чижевский был арестован. пропали многочисленные рукописи, сотни папок с ценнейшими материалами и фундаментальный рукописный труд (ученый более десяти лет трудился над «Морфогенезом и эволюцией с точки зрения теории электронов»). Реабилитирован Чижевский в 1958 году. В поэтической форме он изложил свое душевное состояние во время отсидки так:
«Сиянье звезд – для сердца утешенье!
Минует все: и жизнь, и жизни беды,
А новое чужое поколенье
Увидит также слезы Андромеды!
Жить гению в цепях не надлежит,
Великое равняется свободе
И движется вне граней и орбит,
Не подчиняясь людям и природе.
Великое без Солнца не цветет:
Происходя от солнечных истоков,
Живой огонь снопом из груди бьет:
Мыслителей, художников, пророков».
Велико творческое наследие Александра Чижевского! При жизни были опубликованы десятки научных монографий, сотни статей, изданных на разных языках мира. За свои труды он удостоен звания действительного члена 18 иностранных академий мира, профессора университетов Америки, Африки, Азии. Мыслитель проявил свои дарования в литературе и живописи, его поэтический талант признавали М. Горький, А. Толстой, С. Есенин, И. Бунин, А. Куприн. Чижевским опубликовано несколько поэтических книг, есть сборники переведенных иностранных авторов. Ученый серьезно занимался живописью, около 2000 произведений (в основном акварельные пейзажи) удивительно созвучны его научным интересам.
В последнее время интерес к творчеству великого русского мыслителя растет. Выходят его книги, проводятся научные конференции, посвященные ученому, в честь Чижевского названа малая планета. Закончить свою статью хочу поэтическими строчками Александра Чижевского, обращенными не только к нам, как мне кажется, а ко всему человечеству, они звучат как завещание:
«Что человеку гибель мирозданья –
Пусть меркнет неба звездная порфира:
Страшитесь же иного угасанья:
Мрак разума ужасней мрака мира!»



