Пропал без вести 100 лет назад

Мне, члену Тюменского отделения Российского исторического общества, довелось в минувшем году участвовать в значимых мероприятиях, проводимых этой общественной организацией, возглавляемой председателем Государственной Думы РФ Сергеем Нарышкиным. Главная историческая дата 2014 года – 100-летие с начала Первой мировой войны.

Испытываю вполне понятное чувство удовлетворения от того, что удалось поднять целый глубинный пласт бесценной информации, касающейся этого события, которое по своим последствиям на ход российской и мировой истории оказалось судьбоносным для множества государств и народов.

Я даже не мог мечтать о том, что в моих руках окажутся бесценные карточки, составленные на моих пращуров писарями госпиталей по случаю их временного выбытия из рядов действующей армии. Картотека потерь Российской армии в 1914–1918 гг. (7,7 миллиона единиц хранения), к оцифровке которой приступили специалисты Центра хранения страхового фонда, таит в себе немало открытий.

Возможно, документы столетней давности прольют свет на судьбу еще одного нашего земляка – Онисима Николаевича Медведева. О нем хлопочет его внук Инрих Александрович Кунгуров, с которым мы знакомы с восьмидесятых годов прошлого века.

И.А. Кунгуров родился в 1938 году в с. Архангельском (ныне Исетский район). Вскоре родители, Александр Иванович и Елизавета Александровна, перебрались в Ялуторовск. Отец объяснил причину переезда убедительно и просто: «Мои в колхозе работать не будут». Из-за инвалидности на фронт его не взяли. Жили бедно, едва сводя концы с концами.

Для Инриха Александровича армия стала каким-то просветом в однообразной жизни. Служил в Мурманске, Петрозаводске. Обладатель мощного баса, он потом еще семь лет пел в ансамбле Северного пограничного округа. В Ялуторовск вернулся в 1982 году. Устроился на ремонтный завод – по тем временам одно из самых крепких предприятий города. За 16 лет прошел путь от мастера участка до начальника механического цеха. Возглавлял профсоюзную организацию завода. Не забывает воинскую специальность – много лет поет в хоре Успенско-Никольской церкви г. Ялуторовска.

Но вернемся к его деду. Онисим Николаевич в царскую армию уходил в 1913 году из Верхнего Бешкиля, а вообще-то сам он харьковский. Мать Инриха Александровича, Елизавета Александровна, родилась 6 мая 1914 года, когда ее родитель уже служил писарем где-то под Тюменью. Затем его перевели в Никольск-Уссурийский, откуда Онисим Николаевич добровольцем ушел на фронт. Служил в разведке. В списке убитых, как сообщили в свое время родственникам из бюро потерь, не значится. Пропал без вести в 1915–1916 гг. Больше о нем ничего не известно. В семейном альбоме сохранилась лишь выцветшая фотокарточка, на которой О.Н. Медведев запечатлен вместе с однополчанином после излечения в госпитале. По всему видно, что оба – бравые солдаты. У товарища на груди – Георгиевский крест, а у Онисима Николаевича – две солдатские медали за храбрость.

В роду Инриха Александровича был еще один участник Первой мировой войны – Яков Иванович Вязовиков, муж бабушкиной сестры. Попав в плен, он познакомился с немкой и прижил с ней двоих детей (что с ними дальше было, так и не узнал никогда). Даже вполне сносно лопотал по-немецки. Вернувшись в Россию, успел повоевать в дивизии Чапаева. А в Великую Отечественную войну снова схлестнулся с германцем. Дошел до Вены. Награжден высшей медалью солдатской доблести – «За отвагу».


22700