От квалификации врачей и акушеров, принимающих роды, зависит вся дальнейшая жизнь ребенка, его физическое и психическое здоровье.
Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с жительницей Тюмени, участницей Великой Отечественной войны М. В. Косточкиной. Она отдала акушерству 44 года. В свои 93 говорит отчётливо, громко и профессионально грамотно. Прекрасная память сохранила все подробности трудной женской судьбы. Подводят зрение и слух, но Мария Васильевна стойко переносит недуги.
Родилась наша героиня в 1921 году в Алтайском крае в семье священника. Когда церковь разрушили, отца назначили учителем в школу. Будучи грамотным, помогал в колхозе председателю и бухгалтеру. Умер рано, в 41 год. Мать осталась с четырьмя детьми.
Десятилетнюю Машу и брата определили в школу-интернат за 15 км от дома. Окончила фельдшерско-акушерскую школу в Бийске и вплоть до войны заведовала в Парфёновском районе Алтайского края фельдшерско-акушерским пунктом. Было там и родильное отделение на пять коек.
В июле 1941 года призвали в армию. Служить младшего лейтенанта Марию направили старшей операционной сестрой в эвакогоспиталь в военно-санитарном поезде № 1006 на границе с Японией. Через два года приказом командования перевели в 158‑й запасной стрелковый полк старшим фельдшером на военный склад, который располагался в селе Красная речка под Хабаровском. По семейным обстоятельствам в апреле 1944 года получила разрешение выехать к матери. В то время трое её братьев воевали. Двое вернулись с фронта (один инвалидом), а третий, Дмитрий, участник ещё и финской войны, пропал без вести.
После службы в армии Мария Васильевна работает санитарным инспектором здравотдела в с. Сростки Алтайского края. Да-да, в том самом, где родился Василий Шукшин. В декабре 1945 г. вышла замуж за брата сослуживицы. Он только что вернулся с фронта после капитуляции Японии. Молодые уехали на Урал, в Красноуфимск, где вскоре после рождения сына муж умер от аппендицита.
«Вместе мы не прожили и десяти месяцев», – грустит моя собеседница. О военных годах говорит скупо, зато с желанием – о своей профессии. Вначале работала помощником санитарного врача в пищевой санитарии, затем тридцать лет в родильном доме. Случалось, принимала в ночь до восьми родов. Профессию свою очень любила и знала все тонкости родовспоможения. Всегда выписывала фельдшерско-акушерские журналы и советовала их в качестве подспорья коллегам по работе. В Красноуфимском музее медицины есть материалы, рассказывающие о благородном труде акушерки Косточкиной.
В Тюмень переехала в 1983 году, устроилась акушеркой в роддом № 3 и задержалась здесь на десять лет. Скольким тюменцам подарили жизнь эти добрые руки! Наверное, многие женщины помнят этого внимательного специалиста, который ободрял, поддерживал их в столь ответственный момент. Общий трудовой стаж фронтовички 51 год.
С теплотой вспоминает она свой третий роддом, где ее ценили и уважали. «От рук акушера зависит многое, – рассказывает Мария Васильевна. – Смотрите, сколько детей сейчас с ДЦП, в инвалидных колясках. А ведь этого могло не случиться, будь акушерки чуть внимательнее. Я хорошо усвоила тактику ведения родов, любила своих женщин. К сожалению, нельзя полностью исключить и печальные исходы. Бывают неудачные роды: утром приходит муж с цветами, а ни жены, ни ребёнка уже нет. Такие моменты надолго остаются в душе, хотя и нет в том твоей прямой вины. Но какая радость от крика новорожденного! Новый человек вошёл в этот мир!».
Во втором браке Мария Васильевна прожила с мужем 45 лет, родила двух дочерей. К сожалению, старший сын, врач-радиолог, ликвидатор Чернобыльской АЭС, работавший в областной санэпидстанции, умер в 50 лет. Сейчас участницу Великой Отечественной войны опекают две дочери, шесть внуков, три правнучки.



