Легендарный судостроительный

В начале 1943 года судостроительный завод № 639, находившийся во время войны в Тюмени, выпустил партию из шести катеров типа «Г-5», вооруженных не торпедами, а 24-зарядной реактивной установкой под снаряды «М‑8». Это были первые серийные ракетные катера.

С Черноморского флота принимать новую технику прибыли военные моряки из 2-й бригады торпедных судов, которой командовал капитан 2-го ранга В. Т. Проценко. На митинге по случаю сдачи судов прозвучала клятва «громить фашистов без пощады». Катера имели, кроме порядкового номера, еще и собственные имена: «Московский ремесленник», «Молодой патриот трудовых резервов», «Трудовые резервы Татарии». Построены они были на средства, собранные учащимися ремесленных училищ.

Командиром отряда катеров АКА (артиллерийский катер), как их стали официально называть, был назначен старший лейтенант И. П. Шенгур, а командирами катеров – В. Кравцов, М. Матвиенко, Ф. Бублик, А. Крылов, В. Пилипенко. Зима и весна 1943 года прошли в напряженной учебе по освоению боевой техники. Наконец 11 июня 1943 года был получен приказ на боевой поход.

Ночью отряд Шенгура в составе трех ракетных при поддержке двух торпедных катеров скрытно подошел к вражескому берегу и несколькими залпами из реактивных установок уничтожил батарею крупнокалиберных пушек, мешавшую доставлять грузы на Малую землю. В следующем походе более 60 снарядов было выпущено по аэродрому возле Анапы, вызвав  пожары.

В 1944 году в боях по освобождению Севастополя, используя накопленный опыт, катерники действовали стремительно и дерзко. Серии ракетных залпов расчистили побережье для морской пехоты. Отличились катера Н. Котова, А. Иванова, Ф. Бублика. Так начиналась боевая деятельность нового класса – ракетных катеров. И первыми их создателями были труженики тыловой Тюмени.

С 1944 года завод стал выпускать более крупный торпедный катер серии 123 бис «Комсомолец». Эти катера приняли участие в весенней кампании 1945 года на Балтийском море. Даже после окончания войны (до начала 50‑х годов) судостроительный завод строил эти катера, но уже с дизельными двигателями мощностью 1000 лошадиных сил. Два катера построили для конструктора Р. Е. Алексеева, который на заводе «Красное Сормово» в Горьком установил на них подводные крылья, что позволило развить скорость хода до 104 км/час.

Для народного хозяйства судостроительный завод стал строить речные буксиры – толкачи. После того как в Мегионе и Шаиме обнаружили большие запасы нефти, начальник объединения Тюменьнефтегаз М. А. Слепян встретился с директором завода П. П. Потаповым и заказал нефтеналивные баржи для перевозки нефти в Омск на перерабатывающий завод.

В период освоения нефтяных и газовых месторождений в Ханты-Мансийском округе в середине 70‑х годов большую помощь первопроходцам оказали плавучие электростанции «Северное Сияние». Эти уникальные суда судостроительного завода были гордостью завода.

Впрочем, не менее уникальным был музей, созданный при участии ветерана предприятия Н. Г. Курятникова. В отличие от судостроительного завода, в виртуальном варианте и на базе других музеев, он сохранен и поныне.


22474