Сильнее санкций

Как государство рулит экономикой

Редкий месяц в стране не проводятся международные инвестиционные форумы, в названиях которых варьируется незатейливый мотив: Россия зовет! Восторженные организаторы и примыкающие к ним СМИ фиксируют, что из-за великого множества зарубежных участников яблоку негде упасть. А сухой остаток? Доля прямых иностранных инвестиций не превышает мизерных два процента!

Не лучше обстоят дела и с другими видами инвестиций. Например, еще летом профильные ведомства прогнозировали, что отток капитала из России в этом году не превысит $70 млрд, а сегодня даже среди высших чиновников мало кто сомневается, что вывезут не менее $130 млрд. Напрашиваются извечные русские вопросы…

Первым делом эксперты и бизнесмены указывают на то, что, несмотря на обилие писаных и неписаных стратегий, на сочинение которых вбуханы миллионы, трудно угадать четкое направление экономической политики. Приведу только один пример: нефть дешевеет, а бензин дорожает.

Для сравнения: в США, где цены связаны, аналог нашего 95‑го дешевле, чем тамошнее молоко (кстати, в России оно дороже). В январе у нас бензин стоил 32 руб., а в Штатах – по январскому курсу – 29 руб. Прогнозы экспертов еще грустнее: в 2015 г. россиянам придется покупать бензин за 50 руб. Почему?

До сих пор НПЗ производят самую низкую долю светлых продуктов среди развитых стран. Владельцев заводов долго уговаривали инвестировать в их модернизацию. Уговорили. Доля светлых потихоньку растёт, появились и такие высокие сорта, как евро‑5. Однако у нас практически нет независимых нефтепереработчиков и, по мнению антимонопольного ведомства, присутствуют сговоры вертикально-интегрированных компаний. ФАС 5 ноября возбудила дела против «Роснефти», «Лукойла» и «Башнефти». Но есть и еще один фокус. Нефтяникам, по сути, наплевать, какие цены на мировых рынках. Ведь от экспорта сырья они имеют фиксированный доход, так называемую цену отсечения: $27. А всё, что сверху, идет в бюджет. И как только начали прижимать санкции, а вдобавок нефтяные цены поползли вниз, правительство стало затыкать дырки в бюджете за счет нефтяников. По закону, принятому в первом чтении, с 2015 г. нагрузка будет перераспределяться от добычи к переработке.

Эксперты единодушны. Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергобезопасности: «Было бы логично думать, что государство и дальше будет поощрять нефтяников, которые продают более качественный бензин. Но фискальные интересы опять вошли в конфликт. Наказывают компании, которые больше других вложили в переработку. Какое доверие здесь может быть? Кто будет инвестировать в отрасль, если государство внятно не объяснило, как она будет регулироваться завтра? А крайним окажется потребитель. Это признали два вице-премьера, Шувалов и Дворкович. Нельзя всё время прикрываться кризисом. Эта политика заведет в очень дремучий лес, из которого выбираться придется долго».

Симонову вторит Руслан Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников: «У нас многие малые и средние производства станут нерентабельными из-за дорогого бензина и позакрываются. Такие опасные решения нужно очень тщательно просчитывать. Рецессия станет глубже, получим весь букет неприятностей…».

Нефтяники обратились к правительству с просьбой воздержаться от «налогового маневра», однако, похоже, фискальные интересы оказались весомее. Между тем Симонов назвал ключевое понятие, которое стало решающим в стратегии мирового бизнеса: доверие. Оно стало определяющим фактором, поскольку мировые рынки не могут отмахнуться от общественности, акционеров компаний и потребителей. Именно доверие расценивается бизнесом весомой частью негосударственного капитала, с чем правительствам приходится считаться всё больше. А население государств, которые значимость доверия сводят до уровня плинтуса, вынуждены по одежке протягивать ножки. В итоге частный сектор России все меньше вкладывает в светлое будущее. К тому же, по данным Росстата, в сентябре текущего года прибыль организаций рухнула в 5,8 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. Злую шутку сыграло и падение российской валюты, резко увеличив текущую рублевую стоимость внешних долгов с июня по конец ноября примерно на 7 трлн руб. Только эта прибавка больше всей прибыли корпоративного сектора за 2013 год!

Казалось бы, в этой ситуации все ветви власти только и должны думать о том, как облегчить бизнесу жизнь. Но что мы видим? Не раньше и не позже, как во время кризиса, наша мудрая Госдума принимает анти-офшорный закон. Причем в пожарном порядке, за один день сразу во втором и третьем чтениях. Да еще и самый жесткий первый вариант, подготовленный Минфином весной. Он по максимуму сулит 6 лет тюрьмы, а минимум – штраф 200 тыс. руб. В день, когда проект обсуждал Совфед, Союз промышленников и предпринимателей (РСПП) просил (не в первый раз!) не спешить. Однако сенаторы не услышали.

А ведь правительство и бизнес-сообщество полгода бились над поправками, подготовили компромиссный вариант. Один из ключевых моментов – отвести на переходный период не год, а два. Предлагали снизить налоги в России компаниям, попадавшим под этот закон… Но парламент от поправок отмахнулся. Один из депутатов так аргументировал свою позицию: «Нам года вполне достаточно понять – хочешь трудиться со своей страной или с мифическими зарубежными офшорами».

И уж, разумеется, депутатов меньше всего занимали причины, выталкивающие компании, в том числе с участием государства, в офшоры. А напрасно. Копни они поглубже, узнали бы, что гонят их туда, как минимум, непомерные налоги, а также ущербные и противоречивые законы, которые эти же депутаты и принимают. Что под ст. 159 «Мошенничество», неприлично резиновую, подводят 90% предпринимателей. Хотя два года, в результате титанических усилий бизнес-сообществ, в УК действует отдельная статья, но, по иронии законодателей, применение 159‑й отдано на усмотрение суда. А ему очень сложно доказать, что ты – не мошенник, а предприниматель. Так что не без оснований Валерий Зорькин, председатель Конституционного суда, основной проблемой считает «низкий уровень общественного доверия к правосудию». Это «наглядно проявляется в стремлении российского бизнеса решать свои правовые споры в иностранных судах» и «является одной из основных причин ухода инвесторов из российской экономики». Впрочем, всех причин – вагон и маленькая тележка.

Эксперты указывают, что незачем вешать на офшоры всех собак, поскольку центры прибыли компаний, зарегистрированных за рубежом, как правило, находятся в России и налоги платятся здесь же. А материнские холдинги и уходящая им прибыль нередко возвращается в виде инвестиций. Нельзя игнорировать и тот факт, что западное право, которое предпочитают эти холдинги, гораздо удобнее для иностранцев, которых мы так громогласно зазываем инвестировать в Россию.

«Капитал – настолько сложная субстанция, что вода дырочку найдет, – считает Виктор Плескачевский, вице-президент РСПП. – С офшорами бороться пока невозможно, если имеешь дело с рыночной экономикой. Корову надо хоть иногда кормить, если хочешь её доить. Досаду вызывает эта торопливость и непросчитанность законов».

Но кроме крупного бизнеса есть еще малый, на который сыплется не меньше шишек. Одновременно с антиофшорным Госдума приняла закон о торговых сборах. Он так взорвал бизнес, что объясняться пришлось президенту Путину. «Московские власти доложили в правительство и администрацию президента, что за прошлый год крупные торговые сети заплатили налогов в московский бюджет знаете сколько? Все налоги всех торговых сетей оцениваются примерно, сейчас боюсь ошибиться, но не больше, чем пара десятков миллионов рублей. Это ноль. То есть совсем не платят. Это разве допустимо?» – объяснял логику действий властей президент. Далее, по словам Путина, возник вопрос о возвращении налога с продаж. Но после «здравого рассуждения и внимательного анализа» его решили не вводить, а вместо этого назначить новые сборы с торговых площадей.

Однако в утробе бюрократической сороконожки после «здравого рассуждения» родился оброк для 22 видов малого бизнеса. И не только в Москве, а по всей стране! Например, с каждого ларька причиталось по 600 тыс. руб. в год, с врача-ветеринара – по 60 тыс., с маршруток – по 150–300 тыс. и т. д. Кстати, Ассоциация компаний розничной торговли опровергла информацию о якобы «паре десятков миллионов» налогов в бюджет Москвы. На самом деле сумма составила 24,3 млрд руб. Вот и живет наш бизнес, словно на вулкане. К примеру, на московском рынке офисов уже обвал. Судя по договорам аренды, в начале 2015 г. будет пустовать треть помещений класса «А».

Но бизнес давят не только налоги. Еще месяц назад члены правительства довольно потирали руки: Россия поднялась на тридцать строчек, до 62‑го места, в рейтинге бизнес-климата Doing Business. Однако вскоре выяснилось, что хотя плюсы были, но особо радоваться нечему. Во‑первых, рейтинг, главным образом, учитывает документы о намерениях. Во‑вторых, была изменена методика расчета рейтинга. А, в третьих, Агентство стратегических инициатив с деловыми объединениями провели контрольные проверки по пяти основным «дорожным картам»: строительство, таможня, доступ к энергосетям, регистрация собственности и предприятий. Меньше всего расхождений с нормами в госрегистрации юридических лиц и собственности, хотя и здесь часами стоят в очередях за документами. Продвинулась таможня, а в остальных трёх секторах реформы буксуют.

Неделю назад спикер Совфеда Валентина Матвиенко жестко критиковала правительство за то, что «органам исполнительной власти не хватает воли и умения оперативно реагировать на ситуацию…». Это лишний раз подогрело разговоры о возможной отставке Кабмина. Ну что ж, посмотрим, какими последствиями обернется Послание президента страны.


22417