Как мы уже сообщали, наш корреспондент в составе делегации российских журналистов участвовал в пресс-туре по Республике Беларусь. Сегодня он рассказывает о посещении одного из автотранспортных предприятий в городе Новополоцке, что в Витебской области. Знакомство с АТП-6 по времени было недолгим, но тем не менее достаточно информативным и даже в чём-то поучительным. Иначе, пожалуй, и быть не могло: ведь в качестве гида и рассказчика выступил сам генеральный директор предприятия Иван Ращинский.
Прежде всего, отмечу первое впечатление: работники предприятия, с которыми мне довелось познакомиться, общались со мной вовсе не как с иностранным журналистом, определённо я был для них «своим».
И меня, в свою очередь, не покидало несколько странное ощущение, что я вовсе не в соседнем государстве, а у себя на родине, среди земляков… Впрочем, если подумать, ощущение это никакое не странное: разве мы, Россия и Белоруссия, не одна страна по духу, по взаимному чувству, разве у нас не общие корни, не общая история?
Краткий экскурс в историю предприятия также напоминает о нашем общем прошлом. 1945 год. Советскими войсками только что раздавлена фашистская гидра – в это время в городе Полоцке создаётся автотранспортная контора, предназначенная для выполнения как пассажирских, так и грузовых перевозок. Автопарк комплектовался из автомобилей, переданных из Советской армии. За время своего существования предприятие претерпело несколько переименований и реорганизаций. Мощный толчок его развитию дал 1958 год, когда рядом с древним Полоцком начали возводиться город-спутник Новополоцк и крупный нефтеперерабатывающий комплекс (теперешний ОАО «Нафтан»). И опять-таки общая история: первенец нефтепереработки Белоруссии строился всей большой страной, это была Всесоюзная ударная комсомольская стройка. А Новополоцкое АТП-6 (оно было срочно перебазировано из Полоцка на новое «местожительство» в строящуюся промышленную зону) выполняло важнейшую задачу – обеспечивать транспортное обслуживание грандиозной новостройки.
В АТП-6 бережно хранят память о прошлом, о связи предприятия с героикой Великой Отечественной войны. Не случайно Иван Иванович Ращинский первым делом показал мне не цеха и подразделения автохозяйства, а памятник, высящийся напротив конторы. Это грузовик, из тех самых, что «служили» в Советской армии и были переданы в распоряжение предприятия в победном 1945-м. Монумент высится не просто на холме – это был действующий дот времён Великой Отечественной войны.
«От славы боевой – к славе трудовой». Эта надпись высечена на камне у подножия монумента. И это не пустые слова.
– Наше предприятие является одним из крупнейших перевозчиков пассажиров и грузов в Республике Беларусь, – говорит не без гордости Иван Ращинский.
Естественно, я сразу обратил внимание на эту особенность: АТП-6 – предприятие многопрофильное. В России вряд ли найдёшь АТП, которое занимается и пассажирскими, и грузовыми перевозками, этот «симбиоз» потерпел крах ещё в суровые годы перестройки. В Белоруссии же таких смешанных предприятий несколько и, как показывает пример Новополоцкого АТП-6, «сосуществование» двух направлений деятельности «в одном флаконе» приносит очень даже неплохие результаты.
– У нас примерно одинаковое количество автобусов и грузовых автомашин, – продолжает рассказ генеральный директор, – автобусов около двухсот единиц, чуть меньше грузовиков.
– Что ещё входит в структуру предприятия?
– Кроме трёх автоколонн (одна грузовая и две пассажирских), – ремонтные мастерские, автовокзал, два филиала – один в Полоцке, другой в посёлке городского типа Ушачи.
Само собой, я не мог не задать вопрос об уровне доходности пассажирского и грузового направлений деятельности. Оказывается, грузовые перевозки приносят предприятию стабильную и весьма неплохую прибыль.
– Чем это объясняется?
– Наверное, – улыбается Иван Иванович, – нам просто повезло.
– ???
– Дело в том, что географически мы находимся в самом центре Европы (соответствующий знак установлен в Полоцке). Отсюда понятно: это и оживлённый транспортный перекрёсток, через нас идёт поток грузов в Литву, Латвию, Петербург, страны Европы… Естественно, выгоду от своего местоположения мы стараемся использовать на все сто. Немалую долю занимают внутриреспубликанские перевозки, но, кроме этого, наше АТП – член белорусской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. Хорошо знают наших водителей-дальнобойщиков и на российских автомобильных трассах. В основном возим грузы в города европейской части России.
– А какие у вас самые длинные плечи?
– Ходили на Иркутск, Новый Уренгой… Казахстан объездили практически весь. Кстати, давайте пройдём в диспетчерскую и там по Интернету посмотрим, где, в каком именно месте находятся наши международные экипажи сейчас.
Мы так и поступили: прошли с Иваном Ивановичем в диспетчерскую, и на экране монитора нам показали, что одна из светящихся точек находится в районе Урала и приближается к городу Миасс.
Кстати сказать, на предприятии давно и чётко действует система спутниковой навигации, на каждом грузовом автомобиле, на каждом автобусе установлено соответствующее оборудование.
На самом деле понятно, что не везением (по крайней мере, не только им) объясняются успехи и популярность Новополоцкого АТП‑6 как международного перевозчика. А надёжностью, добросовестностью, профессиональным подходом к делу. Не было ещё случая, чтобы какой-то заказ был выполнен с нарушением хотя бы одного пункта договора: все грузы доставляются вовремя и в полной сохранности. А в основе успеха, конечно же, – кадры, в АТП‑6 немало специалистов высочайшей квалификации, и не только водителей.
С одним из водителей-асов мне удалось познакомиться. Яков Гаврилович Кузьмин всю жизнь отдал родному предприятию. Устраивает его и зарплата в 800 долларов, и то, что на предприятии созданы отличные бытовые условия, и то, что через профсоюзную организацию работники получают льготные путёвки в дома отдыха и санатории… Одним словом, забота о людях здесь подлинная, проверенная годами. И не он один такой. Есть работники и постарше, которые и не думают о пенсионном диване.
Об отношении к кадрам генеральный директор сказал так:
– Мы их бережём и лелеем. Стараемся сделать всё, чтобы им и работалось, и отдыхалось комфортно.
Проявления заботы о людях встречаешь на этом предприятии на каждом шагу. Например, в прачечном отделении мне показали современную сушилку для одежды – не сушилку, а настоящее чудо техники. Рабочая одежда, к примеру, ватник, даже промокший до нитки, высушивается минут за сорок. Раньше этот процесс занимал примерно сутки. Показали и другое подобное чудо – суперсушилку для обуви, даже с каким-то бактерицидным обдувом. Иван Иванович как-то увидел эту штуковину на другом предприятии и с тех пор загорелся идеей приобрести для своих людей такую же, поехал в Гродно (там эти агрегаты изготавливают) и купил. Теперь с удовольствием рассказывает:
– Это ведь и сохранность обуви. Раньше у нас для этого использовался козёл электрический, над ним развешивалась обувь… Так она же портилась…
– В людей надо деньги вкладывать, – убежден Ращинский. – Это очень даже хорошо окупается.
Что ж, инженер по должности обязан всё просчитывать. В том числе и то, как отзывается забота о людях на благополучии предприятия. Но такая расчётливость руководителя работникам АТП очень даже по душе. Они ведь тоже о многом думают, когда рассчитывают, насколько прочно следует связать свою судьбу с этим предприятием. Отсюда результат: текучесть небольшая.
Много внимания уделяется закреплению молодых кадров. Расскажу об этом на конкретном примере. Четыре года назад пришла на предприятие молодым специалистом Светлана Клецкова – выпускница Полоцкого государственного университета. Но очень скоро, разглядев в девушке неплохие задатки руководителя, Ращинский доверяет ей должность старшего диспетчера пассажирских перевозок. Правда, предварительно послав её на переподготовку в БНТУ – Белорусский технический университет, где она к своим финансово‑экономическим знаниям приобрела квалификацию специалиста по организации автомобильных перевозок. Теперь он говорит, скорее в шутку, чем всерьёз:
– Вообще-то назначение было авансом, кроме того, приходится ей регулярно мозги вправлять, но в целом Светлана справляется неплохо.
За тем, чтобы права трудящихся на предприятии не ущемлялись, зорко бдит профсоюзный комитет АТП‑6, который возглавляет освобождённый председатель Татьяна Сергеевна Ефремова. Характер у Татьяны напористый, она не боится спорить с генеральным директором, если считает свою позицию правильной.
– Поддался я на её провокацию с оздоровлением, – нарочито недовольным голосом вставляет свою реплику генеральный.
– Ну-ка, ну-ка, что за провокация?
Татьяна Сергеевна охотно объясняет:
– Мы настояли, чтобы в коллективном договоре был записан такой пункт: к отпуску каждому работнику оказывается материальная помощь на оздоровление. Это непростой момент, очень большие средства уходят, но тем не менее Иван Иванович пошёл на это.
Естественно, тему пассажирских перевозок мы обсудили с Иваном Ращинским отдельно. Известная проблема у нас, в России: государство, регулируя тарифы на пассажирские перевозки, не полностью возмещает убытки автопредприятий. Где-то ситуация чуть хуже, где-то – чуть лучше, но в целом такая проблема недофинансирования отрасли существует.
– А как у вас?
– У нас тоже есть государственное регулирование цены за проезд. Но разницу нам компенсируют.
– Полностью?
– Скажу так: мне обижаться грех, на самом деле я практически иду в ноль.
– Но ведь нужны средства на развитие предприятия. Их вам не дают?
– Но зато у меня не болит голова о приобретении подвижного состава. В областном бюджете забиты средства для приобретения автобусов. Мы сами их не покупаем. Другими словами, мне даётся на развитие в виде готового подвижного состава.
Хотя у нас тоже был период, когда объём недофинансирования составлял довольно значительную цифру – где-то 15–20 процентов. Но постепенно ситуация изменилась к лучшему. По результатам прошлого года, и текущего тоже, пассажирские перевозки не дают убытков. Поэтому и в целом предприятие прибыльное.
– Я так понимаю: за счёт грузовых перевозок?
– Совершенно верно. И мы часть средств, которые зарабатываем на грузоперевозках, вкладываем в предприятие – на развитие производственной базы, грузовых перевозок, ну и пассажирских перевозок тоже. Такое перекрёстное субсидирование внутри предприятия мне не совсем нравится, но в целом результаты у нас, повторяю, неплохие.
– Получается, что если бы у вас не было ещё и грузовых перевозок, то положение предприятия было бы хуже. Так?
– Трудно сказать. Видите ли… Мы же имеем в Беларуси парки чисто пассажирские. Например, в Барановичах… Крепкие, сильные парки, где хорошо поставлена экономика и где всё равно работают прибыльно.
– То есть они работают лучше вас?
– Может, в чём-то и лучше.
– Что вас сегодня беспокоит больше всего в сфере пассажирских перевозок?
– Забота номер один – поддержание качественного уровня оказания услуг. Наш подвижной состав, работа экипажей должны соответствовать тому, чтобы пассажиру было приятно и комфортно ехать именно в нашем автобусе, а не в автобусе конкурентов. Мы – муниципалы, а рядом – частники… Пассажир должен сделать выбор. По городу курсируют 79 частных машин, мы их называем микриками.
– Микроавтобусы. Это ваши конкуренты?
– Естественно.
– А, так у вас тоже эта проблема? Я думал, что нет.
– Подождите, а кто вам сказал, что существование конкурентов – это проблема? Почему рынок обязательно должен быть монополизирован?
– Но ведь они ваши доходы увозят?
– Постойте… Вы пассажир. Вам по барабану, кто вас везёт, лишь бы быстро и безопасно, так? Конкуренты нас подстёгивают, заставляют работать лучше. Человеку надо дать право выбора. Одно предприятие никогда этого не даст.
– В принципе, вы правы. Но я приведу простой пример. Из Калачинска. Это городок в Омской области. Мне довелось беседовать с директором местного автопредприятия, и он посетовал на нечестную конкуренцию со стороны частных перевозчиков. Нарисовал типичную ситуацию: буквально за 5–10 минут до рейсового автобуса появляется маршрутка, забирает пассажиров, а мой автобус, говорит, идёт пустой. У вас такого не происходит?
– Всё понятно. У нас такое было лет 10 назад. А теперь порядок. В каждой маршрутке навигатор, все ходят по расписанию. Ситуацию, которую вы описали, представить невозможно. Все частники, прежде чем получить разрешение на перевозки, прошли через конкурс. И я говорю не только о Новополоцке, порядок наведён по всей республике.
– К сожалению, у нас в России картина пёстрая. Где-то нелегалов более-менее приструнили (в качестве примера можно привести Тюменскую область), но во многих регионах они чувствуют себя вольготно. В той же Омской области нелегалы свободно разъезжают без всякого конкурса.
– Что тут скажешь? Любым процессом надо управлять. Думаете, немцы не управляют? Я могу рассказать, как они управляют. Я был там, знаю.
– Главным образом это зависит, конечно, от позиции власти.
– Естественно! Власть должна диктовать правила игры. И контролировать, как участники процесса соблюдают эти правила.
– Наверное, мы пережили эту волну. Мы сбалансировали этот рынок в какой-то мере. И перевозчики сами заинтересованы, чтобы не завёлся какой-то хмырь, который их выручку перехватывает. Когда несколько перевозчиков – считаю, что пассажир от этого только выигрывает. Нужна здоровая конкуренция.
– Вот именно – здоровая.
– Уверен, что и в России в сфере пассажирских перевозок будет наведён полный порядок. А мы всегда рады делиться с вами своим опытом, своими наработками.



