Египетская весна в ноябре

Дача, вернее огород, хуже неволи: не отпускает от себя ни на один летний день. Но вот и октябрь позади, «экологически чистый урожай» заложен на хранение, варенье сварено, капуста заквашена. За окном беспробудная серая мгла, а так хочется погреть косточки на солнышке и опустить бренное тело в теплое море. Вот только куда податься? Остыли к этому времени и родной сердцу Сочи, и не слишком далёкая Турция. Однако! Есть ещё Египет, где ноябрь – самый весенний месяц.

Чартерный рейс. Шесть часов пути, и самолет под аплодисменты благодарных пассажиров совершает (слава Богу!) посадку в Шарм-эль-Шейхе (в переводе с арабского «бухта шейха). Этот курортный город расположен на Синайском полуострове, который территориально принадлежит Азии и одновременно является мостиком в Африку, потому что вся остальная часть Египта находится на этом континенте.

Здесь, кстати, лежит Синайская пустыня – одна из тех, где сорок лет странствовал еврейский народ, прежде чем войти в землю обетованную. А в двух часах езды от Шарм-эль-шейха высится Синайская гора, куда восходил пророк Моисей, чтобы получить от Бога скрижали завета с начертанными на них десятью заповедями.

Менять зимнюю одежду на летнюю туристы начали ещё в самолете, получив информацию о том, что в Шарм-эль-шейхе +32. Пройдя таможенный контроль, мы оказались в лете, и трансфертный автобус помчал нас в четырехзвездочный отель. Дороги на побережье отличные, асфальт, как стекло, ни ямки, ни трещинки. За окном непривычный для глаза пейзаж – коричнево-красная пустыня и Синайские горы, без единого намёка на какую-то бы ни было растительность. От аэропорта до нашего отеля всего 12 километров, поэтому справа почти сразу же открывается панорама Красного моря, за окном мелькают живописные пейзажи многочисленных зон отдыха.

Туризм в Египте – вторая по значимости статья бюджетного дохода. О том, что дело это прибыльное, говорит и повсеместное строительство новых отелей, которое осуществляется практически на всех ещё свободных от застройки территориях, расположенных на берегу моря. В то же время действующие отели напоминают зелёные оазисы. При этом каждый из них имеет неповторимый ландшафтный дизайн и архитектуру – здания выполнены в восточном стиле. В нашем, к примеру, каждый номер (35–40 кв. м) представлял собой отдельное бунгало с винтовой лестницей и просторной открытой террасой. Вид с неё восхитительный! Сказать, что вся территория утопает в цветах, значит, не сказать ничего. Всюду цветущие деревья. Изюминкой почти всех отелей являются голубые каналы и соединенные с их помощью бассейны с каскадами фонтанов и водопадов.

Дефицита воды туристы не испытывают, хотя египтянам она даётся не дешево. Пресную воду получают из Красного моря, при этом станция опреснения, по словам гида, находится в ста километрах от отеля. Оттуда воду доставляют машинами. Себестоимость кубометра «нелёгкой» водички обходится в 4 доллара. На территориях отелей благоухают цветущие кусты и высятся красивые пальмы. Но если присмотреться, видно, что здесь практикуется капельный полив, так что вода поступает непосредственно к корням растений. Открытым способом поливаются только газоны.

Самым большим недостатком нашей поездки был, по моему мнению, небольшой срок пребывания в Египте. Отельные гиды предлагают массу экскурсий, но что успеешь за девять дней? Мы выбрали коралловые рифы острова Тиран, и только эта однодневная экскурсия на яхте стоила, по-моему, того, чтобы слетать в Египет. В сопровождении инструкторов с масками и ластами туристы трижды погружались в открытое море, чтобы полюбоваться уникальностью подводного мира. Не подобрать слов для описания красоты розовых, лимонно-желтых, ярко-фиолетовых, серо-голубых, красных и ещё Бог весть каких веточек кораллов. Под их сенью кипит удивительная жизнь, ведь все рыбки, которых мы видим в тюменских аквариумах, живут на вольных хлебах в Красном море. Только у первой гряды рифов я насчитала более 50 видов этой разноцветной плавающей красоты. Ещё с большими впечатлениями приезжают туристы из национального заповедника Рас-Мохаммед.

Интересно, что из Шарм-эль-шейха всего за 190 долларов можно слетать на два дня в соседний Израиль, побывать в Иерусалиме, Вифлееме, искупаться в Мертвом море, посетить храм Господень и постоять у Стены плача. Консульская виза при этом не требуется. Заманчиво, но эту экскурсию пришлось оставить на следующий раз. Как, впрочем, и многие другие, например, к пирамидам Гизы, что находятся в пригороде Каира. Ехать в Каир на этот раз не рекомендовали.

Зато мы высадились на остров Тиран. Сразу за ним – Саудовская Аравия. Под ногами – крупный песок из ракушечника. То там, то здесь лежат выброшенные штормом части огромных раковин и веточки кораллов. Надо сказать, что украшения из кораллов обильно представлены на рынках Шарм-эль-шейха. Коралловые бусы и браслеты, к примеру, продают на вес и стоят они недешево. Но глаз да глазоньки – при покупке подобных украшений! Несведущему человеку могут продать откровенную подделку из камней, а то и вовсе из пластмассы. Поэтому прежде чем купить изделия из кораллов, нужно опустить их сначала в воду (настоящие кораллы цвет в воде не меняют). А потом испробовать их качество огнём. Коралловые бусы не горят, а пластмассовые – плавятся.

На сувениры Египет не скупится. В многочисленных лавочках предлагают разные виды символических для страны пирамидок, всевозможные изображения Тутанхамона и царицы Нефертити, фигурки древних божеств, статуэтки кошек, олицетворяющих богиню плодородия Бастет, и многое другое. Большим спросом пользуются знаменитые египетские ароматизированные масла, арафатки (хлопчатобумажный мужской платок) и хиджабы (платок, которым мусульманки покрывают голову). Наши вывозят их как сувениры.

В отелях Шарм-эль-шейха работают исключительно мужчины. Египетских женщин, которые имеют право на образование и работу, мы не встретили ни в отеле, ни в городе. Дотошные русские туристы пытались выяснить, почему египетские мужчины прячут египетских женщин? Они, что, некрасивы? «Прекрасны, – сказал наш гид Ахмед, – но они воспитаны в послушании сначала родителям, потом мужьям. Как женщине одеваться, и можно ли ей выходить на улицу, решает муж. Таковы традиции. Наши жёны покорны, и мужья их за это уважают». Местные традиции нужно учесть и нашим туристкам. Египтяне не терпят хамства, флирта и откровенного панибратства со стороны женщины. «Если женщина посмотрела мне в глаза или позволила к ней прикоснуться, она порочна, и я на ней никогда не женюсь», – откровенничал Ахмед. Поэтому русские девушки должны понимать, что египетские романы ничем не кончатся, и всем нам нужно помнить, что мы не дома, мы в гостях.

Жениться египтянину не просто: к свадьбе, по словам гида, он должен купить как минимум двухкомнатную квартиру и на 50-60 тысяч долларов подарить невесте золотых украшений. Нелегко и невесте. Её родители должны обставить эту квартиру мебелью. Представьте себе ситуацию, когда в семье пятеро сыновей или невест?! Египетский мужчина, согласно мусульманской религии, может иметь и четырёх жен, если, конечно, всех достойно и, главное, одинаково обеспечит. А это значит, четыре квартиры и четыре раза по 50–60 тысяч долларов на золотые украшения. «Поэтому, хватит и одной», – сказал Ахмед.

Кроме русских, в Египте охотно отдыхают итальянцы и англичане, реже скандинавы, поляки и белорусы. Но нынешней осенью европейцев заметно поубавилось. Их отсутствие наш гид объяснил довольно витиеватой фразой, которую я привожу дословно. «Против России объявили санкции, поэтому в Европе кризис. Европейцы стали жить хуже, поэтому этой осенью отдыхают у нас в основном русские». Однако в нашем отеле иностранцев было не меньше русских, и все вполне мирно уживались. Внешне мы ничем не отличаемся друг от друга. Итальянцы с русскими играли в волейбол, и если мяч залетал в наши ворота, они обнимались, прыгали и кричали «Итальяно! Итальяно!». Наши, забив гол, скандировали: «Россия, вперёд!». Среди детей санкций не наблюдалось тоже. Они вместе купались и понимали друг друга гораздо лучше, чем взрослые.

Время от времени к территории отеля подходил небольшой караван верблюдов. На горбы накинуты расшитые восточными узорами покрывала, в уздечках цветы, на коленках яркие подвязки. Один из верблюдов с русским именем Серёга неизменно собирал вокруг себя толпу зрителей. «Серёга, – обращался к нему погонщик, – поцелуй меня». Верблюд вытягивал шею, целовал хозяина в губы, а потом недовольно храпел и плевался, показывая всем крупные жёлтые зубы.

Девять дней пролетели, как сон. Таможенный контроль... Чартерный рейс... Самолёт под аплодисменты благодарных пассажиров (слава Богу!) совершает посадку в Тюмени. За бортом минус 14. Надевать тёплые вещи мы начали ещё в самолете. Позади шесть часов пути, а в голове одна мысль – побывать в Египте ещё раз, чтобы досмотреть то, что не удалось посмотреть во время первого посещения.


22305