Дому по улице Республики, 18 исполнилось ни много ни мало 210 лет. Солидный возраст. В своем декоре особняк соединил каменную и деревянную архитектуру, связал судьбу со знаменитыми личностями царского и советского времени. Чин постройки высокий – это памятник республиканского значения, сейчас в нем разместился музей.
Бирюзовый перстень от Наследника Цесаревича
Первый хозяин дома купец Иван Васильевич Иконников торговал в Тюмени отечественными и иноземными товарами. Не дрожал над каждой копеечкой – жертвовал на церкви, монастыри, и Бог помогал ему во всех благовидных делах. Творить добро ему было предначертано предком – Иконником Спиридоном, который в XYII веке переселился в Тюмень из Великого Устюга. Он написал для Знаменской церкви высокопочитаемую икону Знамение Божьей Матери.
В годы эпидемии холеры перед ней совершались молебны, и смерть отступала. Святыня, написанная на грубом холсте, наклеенном на кедровые доски, не сохранилась. Ее можно увидеть лишь на хранящемся рисунке, и представить, как за окнами этого дома на Александровской площади неистово молились тюменцы, и вера их была крепка.
И. В. Иконникова в 1836 году за деловые и человеческие качества единогласно выбрали городским головой. В Соборно-Благовещенской церкви он принял присягу, поклялся верно и нелицемерно служить императору Николаю Павловичу и его сыну цесаревичу Александру. Подлинный бланк с текстом клятвенного обещания, подписанный лично Иконниковым, демонстрируется в музейной экспозиции.
В 1837 году на пороге собственного дома городской голова встречал высокого гостя – будущего императора Александра II, за что получил от цесаревича бирюзовый перстень. Благородство читается в лице И. В. Иконникова – в музее хранятся его портрет и заслуженные награды. «Медаль сословная купеческая в память войны 1853–56 гг.» вручена Иконникову за пожертвование на воинские надобности более 1/10 части капитала. Эта медаль бронзовая, а золотую – «За Усердие» – Иван Васильевич получил за Александровские казармы с баней, построенные для местной инвалидной команды.
Восковые фигуры цесаревича Александра и поэта Василия Жуковского производят особое впечатление: пробуждается вдруг фантазия, и давняя история предстает зримо и ярко.
Жуковский, придворный поэт и воспитатель будущего императора, лично составлял план его обучения. Помимо общеобразовательных предметов включил законоведение, финансы, статистику. Образование цесаревича заканчивалось путешествием по просторам России, длившимся девять месяцев. Старинные вещи – каретные часы, чернильница, дорожная мебель – исправно служили путешественникам. Жуковский вел дневник, чтобы не упустить детали. На поездку он возлагал свои планы: через мягкое сердце цесаревича он надеялся повлиять на императора Николая, чтобы изменить его отношение к декабристам. Наверняка поездка оставила след в душе цесаревича: в 1861 году, будучи императором, он отменил постыдное крепостное право.
Его Императорское Высочество в Тюмени
Как ожидали, встречали и провожали в Тюмени наследника престола? Каково убранство дома, в котором он останавливался на ночлег? Книга журналиста Егора Расторгуева «Посещение Сибири в 1837 г. Его Императорским Высочеством государем Наследником Цесаревичем» удовлетворит любопытство. Автор побывал у нас спустя два года после визита представителя дома Романовых, подробно и красочно представил собранный материал, получился своеобразный путеводитель. Книгу Расторгуева отпечатали в Московской типографии «Т. Волкова и Кº» в 1841 году. Иконников, прочитав сей труд, остался весьма доволен, подписал один экземпляр, тем самым удостоверил, что изложенное – правда. Этот экземпляр хранится в Тобольске.
Расторгуев отметил, что шлюпка, на которой цесаревич со свитой перебрался на противоположный берег Туры, изготовлена местными умельцами по образцу дощаника, изображенного на гербе Тюмени. Модель царского судна установлена в центре музейного зала. «Беседка на шлюпке расположена между шестью колоннами, поддерживающими зонт, находящийся сверху беседки; зонт подбит белым полотном и беседка украшена таковыми же занавесками.., а кресла алым кармазином… Пол в шлюпке устлан лучшими махровыми коврами собственного тюменского изделия. По бокам беседки устроены фонари; на передней части шлюпки, на носу, виден флаг, означающий достоинство императорского путешественника…». (Из книги Е. Расторгуева).
Царской лодкой не пользовались, хранили как драгоценность в специально построенном здании возле городской Думы. В 1873 году шлюпку вновь спустили на воду для сына Александра II, возвращавшегося из путешествия по Америке через Дальний Восток и Сибирь. «…Великий князь Алексей Александрович, генерал-адмирал… катался в Тюмени на той самой шлюпке, на которой плавал его августейший родитель» – сообщает справочник «Вся Тюмень» в 1910 году. После 35‑летнего хранения лодка выдержала двухчасовую прогулку по Туре. В 1920-х годах реликвию выбросили.
Миллионеры и меценаты
Дом Иконникова после визита августейшей особы получил привилегию: навсегда был освобожден от квартирной повинности. Улицу, на которой он выстроен, нарекли Царской, площадь, на которую смотрят его окна, назвали Александровской. Время отсчитывало год за годом. У Иконникова не было детей, род его прекратился. Иван Петрович Колокольников купец I гильдии, отец большого семейства, стал новым хозяином дома. Коммерсант торговал чаем, сахаром, мукой, медом, имел доход свыше 1 млн рублей. По своему вкусу перестроил и богато украсил царский дом.
Семейство Колокольниковых немалые деньги жертвовало на благотворительность, развитие культуры и образования. Колокольниковы построили прекрасные здания и открыли в них коммерческое училище, женскую гимназию, частную школу. Меценаты не только учили детей, но и снабжали учебниками, одевали, обували.
Замечательно, что в музее представлена подлинная мебель семейства: столик с гнутыми ножками, венские стулья, зеркало. Наверняка взглянуть на себя к зеркалу подходила Валентина Колокольникова: «Хороша ли я в новом платье с кружевами?» – думала она (кружева девушка связала сама, сейчас они – в витрине экспозиции). Отражало зеркало красивое лицо Марии Аркадьевны, жены Владимира Колокольникова. Ее считают одной из основательниц первой музыкальной школы Тюмени. В советское время Мария озвучивала немое кино в кинотеатре «Октябрь».
Помнит зеркало и Степана Колокольникова, распорядителя «Торгового дома И.П. Колокольникова Наследники», почетного гражданина г. Тюмени, владельца первого автомобиля в городе. Случилось это в 1913 году. Николай Калугин в книге «Мои воспоминания» пишет: «Подымая облако пыли и дыма, автомобиль двигался по Никольской улице с небольшой скоростью, за ним бежали толпы ребят. Автомобиль, по теперешним понятиям, был очень странного устройства. Колеса имели не сплошные диски, как сейчас, а деревянные спицы наподобие тележных. Автомобиль в посадке был высокий, открытый и имел сзади на случай дождя поднимающийся верх. Сидели в нем два господина и шофер. Говорили, что он, проехав Затюменку, остановился на даче Колокольниковых».
С началом Гражданской войны один из флигелей своей усадьбы знаменитое купеческое семейство отдает под Комитет помощи раненым и больным воинам Белой армии. Это был своеобразный склад медикаментов. Удивительно, но до наших дней сохранился кусок мыла тех времен. И как только не использовали его по назначению в годы Великой Отечественной?!
С приходом к власти большевиков Колокольниковы эмигрировали в США. Известно, что остались потомки у среднего сына Антона, проживают в Иркутске.
Штаб-квартира
8 августа 1919 года в Тюмень вошли войска 51‑й стрелковой дивизии под командованием Василия Константиновича Блюхера. В царском доме расположилась штаб-квартира начдива, началась напряженная работа по формированию бригад дивизии,
постоянно звенел телефон фирмы «Эриксон», по телеграфному аппарату передавались сообщения.
Этот факт музей не обошел своим вниманием. Восковую фигуру начдива разместили возле рабочего стола, рядом – фигура собаки. Оказывается, когда Василий Константинович фотографировался на лавочке у дома, приблудила собака, она и попала в исторический кадр.
В 1935 году В. К. Блюхеру присвоили высшее воинское звание «Маршал Советского Союза». В 1982‑м в доме Иконникова-Колокольникова создали музей «Штаб-квартира Блюхера». Музей посетила вдова маршала Глафира Лукинична. Она передала в дар личные вещи, которые принадлежали Блюхеру: шкатулку, дорожный чемодан, сочинения К. Маркса, столовые приборы.
В 1996‑м была создана экспозиция «История дома XIX–XX веков», и теперь мемориальное здание рассказывает о всех событиях, которые происходили в нем.



