«Поднесу я руку к сердцу, поклонюсь прискорбно и попробую всмотреться в душу, что умолкла».
В Тобольске в Тюремном замке по сложившейся традиции в этот день звучал реквием. Музыка разносилась далеко окрест, поднималась над расстрельной стеной, плыла над Иртышом и устремлялась ввысь. Небо плакало мокрым снегом. А в центре тюремного двора собрались горожане, чтобы почтить память своих предков, попавших под колесо репрессий.
Здесь словно чувствовалось дыхание Господа. Кто, как не Он, помогал несчастным узникам с честью встретить смерть земную и заглянуть в вечность. В этих застенках молились и ждали своего последнего часа 2500 человек.
Благочинный Тобольского округа протоиерей Михаил (Денисов) отслужил молебен в память о невинно убиенных. А когда пришло время проповеди, сказал то, о чём многие думали, но не решались произнести вслух: «Тогда в нашей стране происходил настоящий геноцид. Уничтожение целого народа. Дай Бог, чтобы эта жестокость больше никогда не повторилась».
И вот зажжены поминальные свечи. Скорбная память объединила людей, независимо от национальности, вероисповедания. Вижу пенсионерку Марвар Аминову. Она держится изо всех сил, чтобы не разрыдаться. Пришла помянуть своего дедушку. Жил он в Вагайском районе. Был зажиточным, имел магазин и землю. Деда арестовали, привезли в Тобольскую тюрьму. Но осенью, когда шёл снег с дождём, наверное, такой же, как в этот день, он сбежал. Пробежал 130 километров, чтобы на своих дочерей хоть глазком посмотреть. Только успел в избу войти, как за ним приехали на лошадях. И вновь тюрьма. Деда, правда, не расстреляли, а ранили и отправили на 25 лет в Магадан. По истечении срока он вернулся домой. Дочери его не сразу признали – считали, что отец сгинул в лагерях. А вот жена деда так и не дождалась, домой он вернулся в день её похорон. Эту трагическую историю Марвар-апа рассказала своим детям, внукам, чтобы чтили память предков и не забывали уроков истории.
В этот день все, от мала до велика, пришли к расстрельной стене почтить память репрессированных. У памятного камня застыли в карауле воспитанники ВСМЦ «Россияне». И красным всполохом вспыхнул он от десятков гвоздик и роз.



