Профессионалы нефтяной магистрали

Добрые дела во многом начинаются с мужества. Особенно это чувствуется на бескрайних просторах Заполярья, где живут духи древней земли да гуляют арктические ветры. В 2012 году на территории Тазовского района высадился первый десант строителей, и мужества им было не занимать. Они приехали в Заполярье, чтобы на вечной мерзлоте построить новую нефтяную артерию страны – магистральный нефтепровод Заполярье – Пурпе.

Среди болот и тундры началось строительство линейной части магистрального нефтепровода Заполярье – Пурпе, а также нефтеперекачивающих станций № 1, 2, НПС «Пур-Пе-3». В газодобывающую столицу России впервые пришли нефтяники. Для ОАО «Сибнефтепровод» и его работников начались горячие деньки.

Новый магистральный участок соединит самые северные материковые месторождения нефти с нефтеперекачивающей станцией на юге Ямало-Ненецкого автономного округа. В условиях бездорожья, через зимники, а также речным и воздушным видами транспорта на линейные и площадные участки великой ударной стройки был направлен огромный поток строительных материалов, металлоконструкций, оборудования, рабочей силы.

Строительство нефтепровода идет полным ходом, тем не менее подготовка к его последующей эксплуатации уже началась. В 2012 году ОАО «Сибнефтепровод» приросло еще одним управлением магистральных нефтепроводов – Уренгойским.

Из первых уст

Главный инженер Уренгойского управления магистральных нефтепроводов ОАО «Сибнефтепровод» Вадим Попков до своего назначения на должность трудился в Ишимском УМН, был начальником нефтеперекачивающей станции «Абатская». Мы встретились с ним в новом административном здании управления, среди пока еще пустынных коридоров и кабинетов. Но уже к середине ноября ситуация изменится – в кабинетах управления разместятся около 100 сотрудников.

Тем временем специалисты управления уже приступили к эксплуатации магистрального нефтепровода. В рамках подготовки к осенне-зимнему периоду силами Уренгойского УМН производится обслуживание запорной арматуры, линейных колодцев, узлов отбора давления и вантузов, блок-боксов ПКУ, камер приема-пуска средств очистки и диагностики, термостабилизаторов. Также специалисты Уренгойского УМН принимают непосредственное участие в реализации проекта: контролируют ход строительства, вносят свои предложения по принятию оптимальных строительно-монтажных решений. «Если что-то где-то на стадии строительства мы упустим, не увидим, потом будет сложнее, все недоделки придется устранять самим», – отмечает Вадим Попков.

– На головной нефтеперекачивающей станции № 1 мы будем принимать нефть от поставщиков через приемо-сдаточный пункт и перекачивать ее до НПС-2 и дальше на ЛПДС «Пур-Пе» Ноябрьского УМН, – рассказал Вадим Борисович. – Наши диспетчеры в круглосуточном режиме будут наблюдать за параметрами работы НПС, пунктов подогрева нефти, давлением в трубопроводе, состоянием задвижек. Вся информация с участка будет стекаться к нам в управление. Объем работы очень большой, важно, чтобы все системы работали. Оборудование уже установлено, персонал для линейно-диспетчерского управления подготовлен и занимается настройкой сигналов, телемеханики.

– Какие-то необычные технологии или инновации реализованы на данном объекте?

– Да, конечно. Во-первых, сам трубопровод построен с использованием новых технологий, есть участки в надземном исполнении – на опорах, и подземном, там, где вечная мерзлота соседствует со слабонесущими грунтами.

Важнейшая составляющая – система обнаружения утечек и контроля активности по всему участку. То есть мы сможем не только фиксировать случаи утечки нефти, но и четко определять место утечки, следить за регламентными работами в режиме онлайн. Эта система будет распознавать приближение техники, людей, характер выполняемых работ, это все будет описано в программном обеспечении.

– Новая магистраль проходит, в том числе, и через водные преграды. Интересно, как это делается?

– Технология траншейного метода прокладки нефтепроводов через водные преграды отработана давно. В зимний период на реке намораживается лед. Затем в работу вступает экскаватор, который роет через русло траншею определенной глубины. Дальше при помощи соответствующего оборудования в траншею укладывается дюкер – участок трубопровода с повышенной толщиной стенки, особыми требованиями к прочности и изоляции. Конечно, тут у людей уже должен быть определенный опыт работы.

Вчера-сегодня-завтра

– А в каком состоянии сейчас находится магистраль?

– Мы уже занимаемся обслуживанием линейной части первой очереди магистрального нефтепровода. На этом участке проведены гидравлические испытания и диагностика. На данный момент трубопровод находится под давлением инертного газа. Работники линейно-эксплуатационной службы регулярно осматривают оборудование, установленное на линейной части, контролируют давление в трубопроводе, а также убирают снег, чтобы можно было подойти к оборудованию.

– Вадим Борисович, какие основные производственные узлы расположены на участке?

– Наша задача после ввода нефтепровода в эксплуатацию – обеспечение безаварийного, безопасного транспорта нефти. В скором времени важным транспортным и производственным узлом станет поселок Коротчаево. Здесь будет расположен целый ряд крупных производственных объектов по обеспечению деятельности магистрального нефтепровода Заполярье – Пурпе. ОАО «Сибнефтепровод» уже к концу этого года намерено ввести в эксплуатацию базу производственного обслуживания, линейно-эксплуатационную службу и центральную ремонтную службу. На данных объектах будет организовано свыше 420 рабочих мест. На базе производственного обслуживания разместятся станочный парк, теплые гаражи, складские помещения, железнодорожный тупик с козловым краном, столовая. Там будет вестись ремонт оборудования. Ремонтный персонал должен быть готовым в любой момент выехать на комплексные работы. На ГНПС-1 также будет расположен участок аварийно-восстановительных работ. Будет у нас своя эколого-аналитическая лаборатория. Ее задачи – следить за выбросами в атмосферу наших котельных, сварочных цехов, делать анализы проб воды, почвы.

– Скажите, есть ли разница между тем, где вы работали, и нынешней должностью?

– Конечно, есть. В Ишимском УМН перекачка нефти, обслуживание оборудования идут по налаженной схеме. Коллектив сплоченный, методика работы отработанная. А здесь абсолютно другие условия. Мы все делаем с нуля: ведем подбор кадров, возведение объектов и монтаж оборудования. Поэтому каждый день приходится узнавать что-то новое, вникать, разбираться.

– Вы все уже своими руками потрогали, побывали на всех объектах строительства?

211-2-2– Конечно. В первые дни своего назначения полностью облетел все участки. Не скажу, что в каждом вопросе до конца разобрался, есть, конечно, нюансы, где требуются особые знания. И все же, не зная всех тонкостей, важно иметь представление об основных характеристиках оборудования и систем, о том, как они работают. Можно сказать, каждый день живу, каждый день учусь.

– Вадим Борисович, какую главную характеристику Вы бы дали Вашему предприятию?

– Наши трубопроводы проходят в труднодоступных местах, поэтому обслуживание линейной части требует высоких профессиональных и личных качеств. В настоящее время при формировании трудового коллектива важно уделить особое внимание обучению и подготовке каждого сотрудника предприятия, для получения высококвалифицированных кадров, а соответственно, предъявляются повышенные требования к каждому. Все это необходимо для оперативного решения поставленных производственных задач и в то же время для обеспечения безаварийной перекачки нефти на данном участке нефтепровода, несмотря на сложные климатические условия Заполярья.


22226