Однажды холодным ноябрьским вечером

Тюменский музейный комплекс принял участие во Всероссийской акции "Ночь искусств".

Двери четырех музеев оставались открытыми до полуночи, и в каждом гостей ожидало что-то особенное. В музее "Городская Дума" тюменцев приобщили к тайнам "фотоохоты", в «Усадьбе Колокольниковых» рассказали, как создается музейный образ, в «Доме Машарова» научили изготовлять амулеты из бисера. А музей изобразительных искусств – само название обязывало явить целую россыпь художественных сокровищ. Заодно сотрудники устроили так, чтобы посетители сами смогли ощутить себя творцами…

Для этого организовали два мастер-класса от членов Союза художников России: Юрий Бычков познакомил желающих с азами печатной графики, а Константин Шохов показал, как, почти не умея рисовать, с помощью акварельных красок и подручных материалов можно создать оригинальную композицию.

От желающих не было отбоя. Ученики Юрия Бычкова узнали, что такое экслибрис, как превратить обычное изображение в зеркальное – чтобы потом, оттиснутое на бумаге, оно вновь обрело привычный глазу вид, чем печатная графика отличается от рисунка и почему "не все, что можно нарисовать, можно вырезать, и не все, что можно вырезать, можно нарисовать". В качестве печатной доски выбрали не медную пластину и даже не линолеум, а удобный, современный пластик, с которым управятся даже девушки.

Создание акварельных оттисков на бумаге и вовсе не требует физических усилий – надо просто аккуратно прижать к листу покрытый краской "трафарет" и так же аккуратно убрать. Лишние мазки и потеки можно стереть губкой – пока краска свежая, а лист не просох. Но прелесть акварели, по мнению Константина Шохова, в том и состоит, чтобы краски растекались по влажной бумаге и смешивались, создавая необычные сочетания. Именно этому – вольной импровизации – он учил тюменцев весной, на "Ночи музеев". На этот раз художник показал, как дополнить вольную игру цвета игрой текстур. Подойдет любой рельефный материал – сухой лист, сетка, тюль, кружево, обратная сторона керамической плитки. Потом можно взять кисть и доработать картину… И не забыть оставить свой след на "стене творчества"– нарисовать что-нибудь на белом полотнище, растянутом во всю стену.

Или просто прогуляться по юбилейной выставке Союза художников (на втором этаже) в обществе нарядных девушек из студенческого клуба "Нью стайл" при колледже отраслевых технологий и сервиса ТюмГНГУ. Будущие художники по костюмам щеголяли в русских и татарских костюмах-фантазиях из коллекций, подготовленных в рамках учебной программы. Этажом ниже среди классических холстов и скульптур фланировали юные дамы и кавалеры в светских туалетах – будто сошедшие с полотен старых мастеров. В этом и состояла их работа – изображать "ожившие картины". Разве не занятно наблюдать, как любуется собой современный "двойник" художника Исаака Бродского… или самого Николая Гоголя? Именно с Бродского Илья Репин намеревался писать портрет создателя "Мертвых душ".

Обычно детей на экскурсии приводят школы, студии, клубы… На этот раз посетителями галереи традиционных промыслов и ремесел стали ребята, которые живут в одном доме и играют в одном дворе по адресу: ул. Горького, 41. Многие из них впервые попали в музей. И узнали интересное: мастерицы Сибирской ковровой фабрики в городе Ишиме создали ковер по картине Василия Сурикова "Взятие снежного городка". Это уникальное произведение представляло Тюменскую область на фестивале народной культуры в Сочи 2-4 ноября.

Выставка "Игумен земли Русской", посвященная Сергию Радонежскому, вдохновила искусствоведа Наталью Паромову на рассказ о "тайнах и чудесах монастырей", связанных с его именем. В том числе Симонова монастыря в Подмосковье. В церкви Рождества Богородицы, которая изначально принадлежала монастырю, в XVIII веке было обнаружено захоронение легендарных героев Куликовской битвы – Пересвета и Осляби. В советские времена там устроили компрессорную станцию. Когда в 1980 году случилось 600-летие Куликовской битвы, о бедственном состоянии памятника истории заговорили в полный голос. Через несколько лет храм, где покоятся воители, отреставрировали и вернули Русской православной церкви. Сам Симонов монастырь к тому времени давным-давно жил в другом месте. То есть уже не жил. Его взорвали в 1930 году по случаю дня рождения Ленина. Почти весь. Уцелели одна церковь, одна башня и часть стены. В наши дни монастырь постепенно восстанавливают…

209-4-4На четвертом этаже посетителей ждала настоящая "ночь искусств" – прогулка в темноте по экспозиции тюменской домовой резьбы. Света фонариков как раз хватало, чтобы не заблудиться на неведомых музейных дорожках и прочесть аннотации на стенах. В окнах, обрамленных наличниками, являлись "силуэты старого города" – будто призраки из прошлого. Или из иного, тайного измерения, к которому отсылает древний кельтский праздник Самайн, предшественник Хэллоуина. В зловещем мраке любителям страшных историй поведали, что в эту ночь граница между миром людей и обиталищем потусторонних сущностей стирается – со всеми вытекающими последствиями. Иллюстрациями к кельтским сказаниям служило слайд-шоу из произведений изобразительного искусства на темы легенд, мифов, народных поверий и ритуалов.


22204